Особенности оценки эффективности работы государственных служащих

На государственной службе деловая оценка проводится двумя способами:

  1. Аттестация государственного служащего.
  2. Квалификационный экзамен на государственной гражданской службе.

Сущность и организация указанных мероприятий отражены в Федеральном законе N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004. Согласно ст. 48 «Аттестация гражданских служащих» указанного закона аттестация должна проводиться с целью определения соответствия государственного служащего замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация – это вид деловой оценки персонала, позволяющий определить уровень профессиональной подготовки и духовно-нравственного соответствия служащих требованиям занимаемой должности, квалификации выполняемой работы.

Целью аттестации является получение объективной, сравнительной информации об уровне профессиональной подготовки и результативности деятельности, определение соответствия этой информации целям организации и выявление приоритетных задач в управлении персоналом.

Главным преимуществом и основным назначением аттестации является то, что она служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, понижения в должности и увольнения сотрудников.

Виды аттестации:

  • очередная (в органах государственной власти она как правило составляет для руководящего состава не реже одного раза в два года, для специалистов – одного раза в три года);
  • по истечении испытательного срока;
  • при продвижении по службе;
  • при переводе в другое структурное подразделение.

Гражданский служащий должен проходить аттестацию один раз в три года. Внеочередную аттестацию служащий может пройти в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; изменения условий оплаты труда гражданских служащих или по соглашению сторон.

Кроме того, этому виду деловой оценки не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента или постановлением Правительства Российской Федерации).

Процедура проведения аттестации гражданских служащих предполагает наличие аттестационной комиссии, в состав которой входят:

  • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы),
  • представитель соответствующего органа по управлению государственной службой,
  • представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов. Причем их должно быть не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Результатом аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией является выбор одного из указанных ниже заключений:

  1. Соответствует замещаемой должности гражданской службы.
  2. Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.
  3. Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования.
  4. Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Особенностью проведения аттестации на государственной службе является обязательное формирование в течение одного месяца правового акта государственного органа о том, что гражданский служащий:

  • подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется для получения дополнительного профессионального образования;
  • понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если гражданский служащий отказывается от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность представитель нанимателя имеет право освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 49 «Квалификационный экзамен» закона № 79–ФЗ повествует о проведении квалификационного экзамена для решения вопроса о присвоении классного чина гражданской службы. Мероприятие осуществляется по инициативе служащего, который подает письменное заявление о просьбе присвоить классный чин гражданской службы.

Порядок проведения квалификационного экзамена аналогичен организации проведения аттестации. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Эффективное управление персонала в организации невозможно представить без проведения регулярной деловой оценки

При этом она может быть результативна только в том случае, если высшее руководство заинтересовано и поддерживает этот элемент кадровой технологии; если определены реальные и комплексные критерии оценки, а ее результаты находятся в тесной связи с системой мотивации работников; если деловую оценку проводит специалист, обладающий профессиональными умениями и навыками, постоянно самосовершенствующийся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)