Особенности оценки эффективности работы государственных служащих
На государственной службе деловая оценка проводится двумя способами:
- Аттестация государственного служащего.
- Квалификационный экзамен на государственной гражданской службе.
Сущность и организация указанных мероприятий отражены в Федеральном законе N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004. Согласно ст. 48 «Аттестация гражданских служащих» указанного закона аттестация должна проводиться с целью определения соответствия государственного служащего замещаемой должности гражданской службы.
Целью аттестации является получение объективной, сравнительной информации об уровне профессиональной подготовки и результативности деятельности, определение соответствия этой информации целям организации и выявление приоритетных задач в управлении персоналом.
Главным преимуществом и основным назначением аттестации является то, что она служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, понижения в должности и увольнения сотрудников.
Виды аттестации:
- очередная (в органах государственной власти она как правило составляет для руководящего состава не реже одного раза в два года, для специалистов – одного раза в три года);
- по истечении испытательного срока;
- при продвижении по службе;
- при переводе в другое структурное подразделение.
Гражданский служащий должен проходить аттестацию один раз в три года. Внеочередную аттестацию служащий может пройти в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; изменения условий оплаты труда гражданских служащих или по соглашению сторон.
Кроме того, этому виду деловой оценки не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента или постановлением Правительства Российской Федерации).
Процедура проведения аттестации гражданских служащих предполагает наличие аттестационной комиссии, в состав которой входят:
- представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы),
- представитель соответствующего органа по управлению государственной службой,
- представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов. Причем их должно быть не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Результатом аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией является выбор одного из указанных ниже заключений:
- Соответствует замещаемой должности гражданской службы.
- Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.
- Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования.
- Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Особенностью проведения аттестации на государственной службе является обязательное формирование в течение одного месяца правового акта государственного органа о том, что гражданский служащий:
- подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- направляется для получения дополнительного профессионального образования;
- понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
Если гражданский служащий отказывается от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность представитель нанимателя имеет право освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения квалификационного экзамена аналогичен организации проведения аттестации. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.
При этом она может быть результативна только в том случае, если высшее руководство заинтересовано и поддерживает этот элемент кадровой технологии; если определены реальные и комплексные критерии оценки, а ее результаты находятся в тесной связи с системой мотивации работников; если деловую оценку проводит специалист, обладающий профессиональными умениями и навыками, постоянно самосовершенствующийся.
- Управление коммуникациями организации
- Роль коммуникации в управлении
- Морально-психологический климат как один из показателей эффективности
- Сущность и задачи системы вознаграждения персонала
- Характеристика системы подготовки кадрового резерва
- Способы оценки эффективности профессионального обучения
- Сущность профессионального развития
- Показатели эффективности процесса адаптации
- Управление адаптацией персонала и оценка ее эффективности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу