Понятие методы управления персоналом

Управление персоналом, прежде всего, предполагает воздействие на сотрудников организации для решения определенных целей и задач. Такое воздействие включает в себя набор различных способов или методов, без которых ни один руководитель не способен привести организацию к поставленной цели.

Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и отдельных сотрудников организации, которые позволяют координировать действия персонала в процессе его функционирования.

Специалисты разработали классификацию методов управления персонала, которая, чаще всего, состоит из трех групп: административные, экономические и социально-психологические. Административные методы управления. Это наиболее востребованная и чаще всего используемая группа методов. В их основе лежат строгие правила соблюдения единоначалия, дисциплины и ответственности. Группа методов представлена в виде двух форм организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие связано с организацией процесса производства и управления и состоит из:

  1. Организационного регламентирования, которое определяет основные задачи, функции, права и обязанности каждого работника, а также подразделений и служб организации. На основании этого регламентирования осуществляется организация повседневной деятельности предприятия. Примером такого регламентирования может быть положение о структурных подразделениях, должностная инструкция или административный регламент.
  2. Оганизационного нормирования, предусматривающего использование в своей деятельности различного рода нормативов – качественно-технические (технические условия, стандарты); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово–предупредительного ремонта); трудовые (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка) регламент оформления найма, увольнения, перевода, командировок). В зависимости от видов деятельности организации должны быть использованы те или иные нормативы, позволяющие не только эффективно управлять, но и соблюдать действующее законодательство.
  3. Организационно-методического инструктирования. Эти методы направлены, прежде всего, на помощь персоналу в их трудовой деятельности. Они состоят из различного рода указаний и инструкций, рекомендаций по выполнению трудовых функций, основанных на предыдущем опыте. К примерам такого инструктирования можно отнести методические рекомендации или указания, описывающие содержание работ и порядок их выполнения с указыванием конкретных средств, форм и способов.

Распорядительное воздействие связано с формированием различного рода распорядительной документации (приказ, распоряжение, указание) с целью обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям, принимаемым в организации.

Примеры административных методов управления:

  • установление госзаказов;
  • формирование структуры органов управления;
  • утверждение административных норм и нормативов;
  • издание приказов, указаний и распоряжений;
  • инструктирование;
  • отбор, подбор и расстановка кадров;
  • утверждение методик и рекомендаций;
  • разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации;
  • разработка другой регламентирующей документации;
  • установление административных санкций и поощрений.

Административный метод управления персоналом встречается в каждой организации в той или иной мере.

Специалисты выделяют определенные ситуации, в которых использование этого метода будет приносить значительные результаты:

  • когда персонал выполняет стандартные операции и нужно строгое выполнение регламента (например, бухгалтерия, колл-центр);
  • когда в организации занят низкоквалифицированный линейный персонал и поэтому четкое соблюдение установленных правил способно минимизировать процент ошибок;
  • когда нужно быстро организовать рабочий процесс (внедрение экономического и в особенности социально-психологического метода требует больших временных затрат);
  • при низком уровне доверия руководства к сотрудникам.

Экономические методы управления персоналом основаны на экономическом воздействии работников организации, которые благодаря созданию экономических условий побуждают их и само предприятие действовать в определенном направлении и добиваться решения поставленных перед ними целей и задач.

Специалисты разделяют эти методы на две группы с точки зрения сферы воздействия:

  1. Экономические – действуют в рамках организации, т. е. разработанные и применяемые для персонала в конкретной организации; к ним могут относиться система наказаний и поощрений, варианты участия сотрудников в прибыли организации или система мотивации персонала.
  2. Общегосударственные экономические методы, т. е. разработанные и функционирующие в государстве; к ним могут относится налоговая система, кредитно-финансовые механизмы в рамках отдельных регионов и всей страны и пр.

Виды экономических методов:

  • технико–экономический анализ;
  • технико–экономическое планирование;
  • экономическое стимулирование;
  • оплата труда;
  • капиталовложения;
  • кредитование;
  • ценообразование;
  • участие в прибылях и капитале;
  • налогообложение;
  • установление экономических норм и нормативов;
  • страхование;
  • установление материальных санкций и поощрений.

К отличительным особенностям этого метода ученые относят опосредованный характер воздействия и возможность количественного соизмерения, т. е. возможность выбора конкретных рычагов и средств на основе проведенного анализа. Экономические методы обладают преимуществом, которое заключается в гибкости, т. е. возможности учитывать интересы каждого работника, что позволяет значительно повысить мотивацию персонала.

Применение экономических методов управления персоналом предполагает важное условие – наличие и возможность использовать экономические ресурсы организации для формирования экономических стимулов работников.

Социально-психологические методы управления персоналом. Группа методов опирается на использование социального механизма управления, т. е. рассматривает систему взаимоотношений в коллективе, социальные потребности, а также базируется на использовании закономерностей социологии и психологии. Отличительной особенностью является использование неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две группы

Социологические – методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. Основные задачи заключаются в определении назначения и места каждого сотрудника в коллективе, выявлении неформального лидера и обеспечении его поддержки, определении мотивации работника и нахождении точек соприкосновения с целями организации, обеспечении эффективных коммуникаций в коллективе и разрешении конфликтов;

Виды социологических методов:

  • социальное планирование, обеспечивающее постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов и плановых показателей, достижение социальных результатов;
  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • социометрический метод;
  • метод наблюдения;
  • собеседование;
  • формирование коллективов, групп;
  • установление социальных норм поведения и прочее.

Психологические методы, воздействующие на конкретного работника организации. Они, как правило, строго персонифицированы. Отличительной особенностью этих методов является обращение к внутреннему миру сотрудника (личным качествам, интеллекту, поведению) с целью направленности его внутреннего потенциала на решение поставленных задач организации.

Виды психологических методов:

  • психологическое планирование;
  • создание творческой атмосферы;
  • участие работников в управлении;
  • удовлетворение культурных и духовных потребностей;
  • создание нормального психологического климата;
  • развитие у работников инициативы и ответственности;
  • установление моральных санкций и поощрений.

Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Главным условием эффективного функционирования таких методов является наличие специалиста, обладающего профессиональными знаниями, умениями и навыками в этой сфере деятельности. Помимо указанных групп методов управления персоналом, некоторые ученые выделяют четвертую группу методов, относящуюся к административным – правовые. Правовые методы управления персоналом основаны на регулирующей роли норм права, которые установлены для определенных видов деятельности.

Правовые методы включают в себя:

  1. Императивные, т. е. обязательные к исполнению.
  2. Диспозитивные, предписывающие, что можно делать, а что не стоит.
  3. Рекомендательные, указывающие, как поступить в соответствии с нормами права в той или иной управленческой, служебной ситуации.
  4. Поощрительные, одобряющие деятельность персонала, творчески руководствующихся нормами права.

Реализуемая группа методов направлена на формирование у персонала государственных органов правого сознания, правовой ответственности и культуры. В настоящий момент рассмотренная классификация наиболее популярна и чаще всего используется. Она не уникальная и существуют другие взгляды на классификацию методов управления персоналом.

Некоторые специалисты определяют следующие виды методов управления персоналом:

  1. Методы побуждения, которые направлены на оптимизацию управленческих решений и мотивацию работников выполнять их. Задачи этих методов заключаются в обеспечении повышения производительности труда, улучшении качества жизни сотрудников и инфраструктуры в целом.
  2. Методы принуждения, опирающиеся на действующее законодательство и нормативные акты и позволяющие действовать в едином политическом и правовом пространстве.
  3. Методы убеждения, связанные с формированием психологического портрета работника организации и использованием инструментов мотивации и маркетинга персонала.

Сущность управления персоналом заключается в целенаправленном и постоянном воздействии на сотрудников. Оно основано на использовании принципов, методов и приемов, способствующих формированию трудового потенциала работников, соответствующего целям и задачам организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)