Сущность профессионального развития

В настоящее время в мире возникло направление исследователей, которые анализируют и измеряют скорость устаревания знаний. Они выяснили, что за 10 лет в среднем половина объема знаний и умений, на которые опираются сотрудники в своей профессиональной деятельности, будет опровергнута или изменена. По-этому в настоящее время актуальным является вопрос о профессиональном развитии персонала.

Работодатель должен понимать, что, осуществляя профессиональное развитие своих сотрудников, его компания становится более конкурентоспособной, повышается мотивация работников и, как следствие, снижается текучесть кадров. Самое главное – возрастает уровень лояльности персонала к организации, что в целом повышает эффективность управления.

Для работников организации профессиональное развитие дает возможность карьерного роста и материального благосостояния, повышает уровень удовлетворенности трудом, расширяет интеллектуальные способности, кругозор, среду общения и укрепляет уверенность в себе, и, кроме того, обеспечивает работнику конкурентоспособность на рынке труда.

По мнению отечественных ученых, профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых для него производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, т. е. развитию новых компетенций.

О. В. Гудикова приводит более широкое определение изучаемого понятия: «Подсистема развития персонала представляет собой комплекс целенаправленных образовательных, информационных, социально-культурных и мотивационных мероприятий, которые содействуют повышению компетентности работников и усилению их мотивации».

Основными направлениями профессионального развития персонала являются совершенствование компетенций работников и повышение мотивации их трудовой деятельности. Для организации и осуществления профессионального развития персонала организации необходимо определить потребность в этом виде деятельности, т. е. кого, чему, когда и где обучать.

Специалисты выделили несколько групп факторов, которые могут повлиять на определение потребности в профессиональном развитии:

  1. Динамика внешней среды. С каждым годом все быстрее происходят изменения внешней среды – технологий, предпочтений потребителей, деятельности конкурентов, поставщиков и других контактных аудиторий, политических и экономических условий. Идеальным вариантом в этой ситуации является предвидение этих изменений и опережение других участников рынка. Это возможно благодаря постоянному мониторингу внешней среды и профессиональному развитию персонала.
  2. Развитие техники и технологии. Этот фактор обязывает работодателей постоянно изучать самим и развивать своих работников с точки зрения освоения новых технологий и техники в сфере профессиональной деятельности. В противном случае организация рискует стать менее конкурентоспособной.
  3. Изменение стратегии развития организации. Такое изменение связано с расширением или выходом организации на новые рынки, или изменением вида деятельности и т.д.

Работодатель выбирает один вариант из существующих: или обучить прежний коллектив новым компетенциям, или набрать новый состав организации, что значительно затратнее материально и психологически. Профессиональное развитие невозможно выделить из системы управления персоналом и отдельно заниматься только им. Практически каждый элемент технологии управления персоналом тесно связан с обучением работника.

Взаимосвязь профессионального развития и других элементов технологии управления персоналом отражена в следующих этапах:

  • наем на работу. Элемент предполагает, что при отборе работника определение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения трудовых функций, и потребности в обучении. В большинстве компаний при приеме на работу кадровым служащим ставится задача выявить способность и желание к дальнейшему профессиональному развитию;
  • даптация персонала. В процессе прохождения адаптационного периода работник реализует начальное профессиональное развитие: знакомится с особенностями выполнения своих трудовых функций, осваивает новые компетенции;
  • мотивация и стимулирование персонала. При правильной организации управления персоналом в компании мотивация персонала напрямую влияет на профессиональное развитие, т. е. освоение новых компетенций должно предполагать и определенные стимулирующие меры (повышение в заработной плате, карьерный рост и пр.), побуждающие работников совершенствоваться;
  • управление карьерой. Этот элемент практически невозможно представить без прохождения работником определенного вида дополнительного обучения как в коммерческих, так и некоммерческих организациях;
  • управление трудовыми отношениями. Развитие способствует расширению круга общения, т. е. позволяет регулировать групповые и личностные взаимоотношения, управлять производственными конфликтами и стрессами.

Таким образом, профессиональное развитие персонала необходимо как для организации, так и каждого работника, а также оно неразрывно связано с другими элементами технологии, входящими в систему управления персоналом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)