Педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.

С одной стороны, педагогический мониторинг предназначен отслеживать целостный педагогический профессионально-ориентированный процесс с позиций интересов личности обучающегося, а, с другой, – с позиций профессиональных задач преподавателя и целей профессиональной подготовки будущего специалиста.

Можно выделить следующие составные части педагогического мониторинга:

  • постановка цели;
  • формулирование задач;
  • определение нормы состояния объекта;
  • определение содержания проводимых диагностических, оценочно-измерительных действий, процедур;
  • «обратная связь» по результатам интерпретации полученных данных;
  • коррекция;
  • итоговая оценка (интегративный результат).

Норма (нормирование), на наш взгляд, одна из необходимых частей оснований педагогического мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты.

Сравнение реальных результантов с нормами в педагогической деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следует содержательная оценка состояния объекта и разработка программы коррекции.

Рассматривая социально-педагогический мониторинг с технологической стороны, можно выделить следующие принципы его организации.

Принцип научности. Означает такую организацию мониторинга, которая соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Принцип непрерывности. Означает взгляд на мониторинг как целостную, динамически развивающуюся систему. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции педагогического процесса.

Принцип педагогической целесообразности. Мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения личности и надежным инструментом педагогического управления ее продвижением в процессе обучения и социальной, профессиональной адаптации.

Интересно
В использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников педагогического процесса. Мониторинг должен быть организован с учетом особенностей конкретной ситуации.

Принцип прогностического мониторинга. Смысл мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны и предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)