Технология модерации профессионально-ориентированного обучения

Целостное и однозначное представление о технологии модерации (от англ. moderate — смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание) в современной педагогической литературе отсутствует.

Модерация − это интерактивная технология проведения учебных занятий (или профессиональных совещаний), представляющая собой структурированный по определенным правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения, принятия общего решения, которое каждым участником обсуждения воспринимается как свое собственное.

Модератор − организатор групповой работы, активизирует и регламентирует процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов, обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и итоговых результатов групповой дискуссии.

В современной литературе «эффективный модератор» – это специалист, который:

  • умеет управлять групповым процессом, но не вмешивается в содержание обсуждения, не навязывает группе собственное мнение и личные цели, даже когда участники провоцируют его к этому,
  • способен не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других,
  • владеет методами активизации групповой работы, задавая тему и настраивая участников на взаимодействие, при этом сохраняя непредвзятость, принимает все высказывания группы как сигналы, помогающие ему понимать коммуникативные процессы в группе,
  • обладает необходимой психологической, коммуникативной компетентностью для своевременного реагирования на возникающие конфликты и располагает адекватными методами их устранения.

Последовательность реализации технологии модерации:

  • нейтрализация или снижение эмоционального напряжения при обсуждении актуальных, профессионально и личностно значимых для обучающихся проблем; оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;
  • логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий по ее разрешению;
  • возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.

Основными дидактическими целями использования технологии модерации является:

  • развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие способности к анализу информации и выявлению проблемы;
  • развитие умения находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
  • развитие умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
  • развитие способности ведения переговоров и дискуссии (умение; выслушать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);
  • развитие навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.

Следует заметить, что в 60-ые годы ХХ века в научной литературе модератору отводилась роль «искусного манипулятора», который в ходе целенаправленно организуемого обсуждения подводил группу с помощью определенных приемов к единодушному принятию решений, которые, как правило, были модератором (преподавателем) заранее сформулированы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)