Технологии контекстного обучения
Реализация в учебном процессе технологий контекстного обучения базируется на том, что целенаправленное освоение студентом профессиональной деятельности невозможно вне контекста его жизненной ситуации, в которую включается не только он сам, но и внешние условия, другие люди, с которыми он находится в отношениях межличностного взаимодействия.
Лингвопсихологи отводят контексту основную роль в процессе переработки информации, так как именно благодаря контексту человек знает, чего ему ожидать и как осмысливать продукт восприятия. Прежде, чем приступить к действию, человек старается собрать как можно больше контекстной информации. Если у человека нет образцов поведения, зафиксированных в определенных контекстах, например, поведения в условиях кризиса, славы и др., то его организм реагирует импульсивно.
Цель реализации в профессионально-ориентированном учебном процессе вуза (ссуза) контекстных технологий – постараться преодолеть противоречия:
- между формами учебной деятельности в вузе (ссузе) и формами будущей профессиональной деятельности. (Формы учебной деятельности в вузе не адекватны реальным формам профессиональной деятельности);
- между пассивной ролью студента в обучении (отвечает на вопросы преподавателя, выполняет задания по его указаниям) и инициативной позицией специалиста в трудовой деятельности, которому надо принимать решения и нести за них ответственность.
При реализации технологии контекстного обучения:
- студент находится в деятельностной позиции, поскольку учебные предметы представлены в виде сценариев развертывания различных аспектов будущей профессиональной деятельности;
- студент накапливает опыт использования учебной информации в профессиональной сфере;
- знания и умения осваиваются студентами в контексте разрешения моделируемых ситуаций профессиональной деятельности.
При контекстном обучении используются следующие типы проблемных ситуаций:
- интеллектуальные ситуации, которые содержат сведения когнитивного характера о будущей профессиональной деятельности и предполагают самоанализ своей профессиональной подготовленности к ней;
- эмоционально-личностные ситуации, способствующие формированию положительного отношения к будущей профессии;
- регулятивно-поведенческие ситуации, предусматривающие выбор модели поведения в конкретных деловых ситуациях, способствующие повышению адаптивных возможностей студентов.
Разновидностью данных ситуаций являлись «ситуации аргументированного убеждения», «ситуации принятия решения».
Личностный компонент характеризует морально-этические правила и нормы поведения и взаимоотношений специалистов как представителей данной социальной системы, их социально-психологические качества и характеристики.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Проектные технологии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу