Подготовка лекции

Задача преподавателя – сделать каждую лекцию научно-достоверной, убедительной, понятной, запоминающийся.

Конспект каждой лекции должен содержать:

  • тему (точную формулировку);
  • цель и задачи;
  • список литературы обязательной и дополнительной;
  • текст содержания учебного материала (с выделением основного и второстепенного);
  • задания для самостоятельной работы;
  • возможно включение в конспект лекции вопросов, которые активизируют внимание аудитории.

Этапы подготовки лекции:

  • изучение программы и учебников;
  • составление списков литературы;
  • изучение литературы, отбор материала и его стилистическая правка;
  • выбор типа композиции изложения лекционного материала;
  • написание плана или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста;
  • подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, произведений изобразительного или музыкального искусства, рисунков и отрывков из художественной литературы, фотографий, аудио- и видеоматериалов, других технических средств обучения).

Для начинающего преподавателя в процессе подготовки к лекции возможны следующие формы продумывания подачи лекционного материала:

  • продумывание интонационно-выразительного голосовое оформления (с точки зрения педагогической психологии);
  • продумывание мимики и жестов (невербальных средств подачи лекционного материала);
  • репетирование (перед зеркалом, с использованием видеозаписи) с хронометрированием времени всей лекции и отдельных ее частей.

Начинающему преподавателю рекомендуется соблюдать следующие организационные и методические моменты чтения лекции.

До начала лекции:

  • проверить состояние аудитории (наличие света, чистой доски и мела, чистоты и свежести воздуха, мебели, кафедры, указки, достаточного количества рабочих мест для обучающихся и др.);
  • написать на доске (спроецировать с помощью мультимедиа) тему, план, литературу, термины и т.д.;
  • подготовить раздаточные материалы;
  • разместить наглядные пособия и технические средства обучения.

В начале лекции:

  • устно сообщить тему и мотивировать ее значение;
  • четко выделить цель и задачи лекции;
  • дать возможность обучающимся записать тему, план и литературу (с аннотациями и заданиями).

При чтении лекции необходимо учесть ряд правил:

  • поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;
  • обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;
  • ясно и точно излагать мысли и активизировать мышление слушателей;
  • выделить интонационно каждый вопрос;
  • в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), трудное и простое (изложить его значимо);
  • четко проговаривать термины, расшифровывать и записывать их на доске;
  • доводить каждую истину до каждого обучающегося, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;
  • уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;
  • уметь приводить конкретные примеры практического применения излагаемого теоретического материала, желательно четко сформулировать профессионально-приклданое значение содержания лекции;
  • использовать обратную связь в системе «лектор – аудитория», желательно, после каждого изложенного раздела, вопроса.

Лекция допускает импровизацию, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес к учебному материалу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)