Этапы реализации технологии модерации

I этап − начало модеративного занятия, знакомство его участников друг с другом c целью установления свободной и доверительной атмосферы.

На данном этапе создается настрой участников модерации на предстоящую работу. Умело организованное преподавателем-модератором начало модеративного занятия, введение в суть технологии и обсуждаемой проблемы помогает освобождению от непродуктивных стереотипов поведения, определяет атмосферу открытости и доверительности, повышает работоспособность участников образовательного процесса.

Технологии начала модеративного занятия могут быть различны, например, участники могут отвечать на определенные вопросы модератора или свободно рассказывают о себе; можно проводить в виде интервью, участники попарно задают друг другу вопросы по заданным модератором темам с последовательным представлением результатов интервью перед всеми участниками.

В знакомстве участвует и модератор, который обозначает свою роль, задачи предстоящей работы и результаты, которые нужно получить. Желательно (с учетом контингента аудитории, бывает и обязательно) поинтересоваться у участников об их ожиданиях относительно предстоящей работы, оформить их письменно и зафиксировать в виде карточек и плакатов. Можно ввести балльную систему для оценки ожиданий в виде координатной сетки или таблиц.

II этап − определение и формулировка проблемы или темы обсуждения.

На данном этапе необходимо четко сформулировать тему предстоящего обсуждения, довести до познания каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, но не приступать к обсуждению проблемы по существу.

Для этого модератором должны быть сформулированы конкретные вопросы. Ими могут быть так называемые «закрытые вопросы», требующие однозначных ответов, например, такие: «Важна ли данная тема для меня лично?», «Сталкиваюсь ли я с необходимостью решать указанную проблему в своей работе, в учебе, в семейной жизни, в моем социальном окружении?».

Продолжая разговор, можно собрать формулировки индивидуальных предложений для обсуждения (насущные вопросы) или поинтересоваться у участников, о чем они конкретно хотели бы поговорить в контексте проблемы, которую предстоит обсудить в процессе модеративного занятия. Также можно попросить, чтобы каждый написал свое мнение на карточках, которые потом собираются и в определенном порядке прикрепляются на стенд. Таким образом, создается «память» заявленных самими участниками проблем (банк данных), где все вопросы и желания упорядоченно собраны. Впоследствии всеми участниками определяется значимость каждого из указанных вопросов, и выявляются приоритеты для обсуждения.

III этап − обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов.

Интересно
На этом этапе проводится само обсуждение темы. Как правило, более продуктивно обсуждение проблемы проходит в малых группах (не более 7-8 человек), когда каждый может высказаться и быть услышанным. Происходит обмен мнениями, выявляются противоречия и пути их разрешения. Необходимым условием является выполнение предварительно оговоренного временного регламента. Заранее модератор готовит различные алгоритмы, «сценарии» для такого обсуждения, которые даются участникам в качестве рекомендаций.

По ходу обсуждения модератор при необходимости консультирует участников относительно логики «сценария» и требований к форме презентаций результатов, а также контролирует соблюдение временных ограничений.

IV этап — обобщение и конкретизация результатов работы.

К данному этапу у участников может сложиться впечатление, что главная и основная работа завершена. Происходит как бы спад заинтересованности и работоспособности, к сожалению, эта реакция закреплена нашим прошлым опытом — «договорили и разошлись». В этом случае очень велика роль модератора, которому предстоит, проанализировав, обобщить проделанную работу и представить участникам результаты обсуждения в новом ракурсе. Необходимо акцентировать внимание на проявленной заинтересованности каждого в совместной работе и значимости вклада в общий результат, а также на персональных возможностях и ответственности за решение проблемы.

Результаты, которые можно получить с использованием метода модерации, редко бывают однозначными и неизменными, но в них закреплен согласованный подход к решению реальных проблем и принятие персональных обязательств. Скорее всего, в итоге работы будут составлены: перечень (каталог) взвешенных проблем, который признается всеми участниками; список задач, выработанных с целью разрешения проблем, с указанием конкретных мероприятий, заданий отдельным лицам или подгруппам, а также сроков их выполнения и т.д.

V этап — подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

На заключительном этапе важно обратить внимание не только на подведение итогов работы в деловом аспекте, а также на свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками по той причине, что рабочий процесс был наполнен яркими эмоциональными переживаниями, которые также требуют своего логического завершения.

Интересно
Можно предложить участникам поделиться чувствами и эмоциями, только что пережитыми во время споров, совместного нахождения решений или чувствами, c которыми участники покидают мероприятие. Удачными для данных целей будут, например, такие вопросы: «Что в процессе работы микрогруппы (группы в целом) меня особенно удивило (огорчило, порадовало, расстроило и др.)», «Что было самым главным для меня в проделанной работе?», «Что я еще хочу сказать группе?», «Что ценного для себя я получил (в личностном или профессиональном плане)?».

Эффективным бывает использование таблицы с координатной сеткой, в которой все участники модеративного занятия отмечают степень своей удовлетворенности полученным результатом и отношениями сотрудничества.

Очень важно вернуться к плакатам, составленным на I этапе модерации, где были зафиксированы ожидания участников от предстоящей работы. Теперь самое время обсудить нынешнее отношение к ним авторов, степень удовлетворенности/неудовлетворенности результатами модеративного занятия, выявить их причины.

Функции модератора, его профессиональная компетентность заключаются и проявляются в том, что модератор является методическим помощником, «менеджером-координатором», специалистом в области улучшения делового (профессионально-личностного, учебно-познавательного) общения между людьми с целью достижения заданного результата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)