Общая характеристика кейс-технологий

Для того чтобы учебный профессионально-ориентированный про-цесс на основе кейс-технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.

Суть кейс-технологии – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса работы с кейсом – оценка предложенных алгоритмов решения и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Методика использования кейс-технологии заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, в реальной профессиональной практике, и отражается тот комплекс знаний и практических профессионально-ориентированных навыков, которые студентам нужно получить.

При этом преподаватель может выступать в роли ведущего в процессе обсуждения кейса, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества в системе «обучающиеся – кейс – преподаватель».

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологий:

  • осознание студентами многозначности возникающих в реальной профессиональной деятельности проблем и жизненных ситуаций;
  • развитие у студентов критического, самостоятельного, аналитического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
  • формирование умений поиска и выработки альтернативных решений,
  • выработка навыков простейших обобщений; развитие способности и готовности к принятию решения и его оценки;
  • развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими).

Задачи, решаемые в процессе реализации кейс-технологий:

  • осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ);
  • определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ);
  • установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ);
  • диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ);
  • построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ);
  • подготовка предположений (версий) относительно вероятного, потенциального и желательного будущего при разрешении обсуждаемой ситуации (прогностический анализ);
  • выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ);
  • разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ).

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • кейс содержит проблему, опыт в разрешении которой является существенным для профессиональной деятельности обучающихся или ценен для них в личностном плане;
  • кейс ориентирован на конкретные дидактические цели и учитывает особенности и уровень подготовленности обучающихся, имеет соответствующий уровень трудности;
  • кейс задает основу и импульс для исследования и поиска, результаты которого при взгляде на заголовок и беглом чтении невозможно предугадать;
  • содержание кейса провоцирует дискуссию;
  • кейс четко структурирован, понятно изложен, вызывает заинтересованность;
  • кейс − «живой» материал, который, как правило, после апробации требует корректировки и обновляется параллельно c изменениями, происходящими в реальной жизни;
  • кейс не должен устаревать слишком быстро;
  • кейс обеспечивает вариативность в поиске путей решения проблемы, спорноcть оценок и возможность альтернативных решений.

В целом же метод case-study в профессионально-ориентированном обучении можно рассматривать как синергетическую технологию (синтез технологий коллективного обучения, развивающего обучения, исследовательской аналитической технологии, технологии «создания успеха»), суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в профессионально-ориентированную ситуацию, в формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) в Москве Питера Эксмана нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения.

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники.

Источники кейсов:

  • анализ научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме;
  • аналитические отчеты о деятельности различных корпораций, ведомств и др.;
  • общественная жизнь во всем своем многообразии;
  • художественная и публицистическая литература, оперативная информация из СМИ.

Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)