Основные принципы реализации технологий профессионально-ориентированного обучения

Принцип научности отражает взаимосвязь содержания профессионально-ориентированного обучения с современным научным знанием. Данный принцип требует, чтобы содержание обучения знакомило обучающихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук.

Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что обучающийся овладел элементами научного поиска, методами науки, способами научной организации учебного труда.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям обучающихся.

Данный принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания учебного материала, так и логический взаимосвязанной структурно-этапной организации процесса обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения направлен на формирование в процессе профессионально-ориентированного обучения социально важных качеств личности будущего специалиста (воспитание в учебном процессе целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, аккуратности и др.). Также данный принцип предполагает, что в процессе реализации технологий профессионально-ориентированного обучения воспитываются профессионально важные качества личности будущего молодого специалиста.

Принцип воспитывающего характера обучения направлен также на создание в процессе реализации профессионально-ориентированных технологий условий, которые формируют основы профессиональной, деонтологической культуры будущего молодого специалиста (выпускника вуза, ссуза).

Принцип развивающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучающегося (развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой, поведенческой сфер личности; в частности, развитие умений и навыков самоконтроля, саморегуляции эмоционального состояния и поведенческих реакций).

Данный принцип предполагает развитие профессионального мышления будущего специалиста, развитие его кругозора и эрудированности.

Интересно
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при стимулирующей (активизирующей, руководящей) роли преподавателя. В Древней Греции учителя говорили: «Никого ничему нельзя научить, можно лишь помочь научиться чему-либо». В странах Древнего Востока была популярна фраза: «Можно подвести верблюда к водопою, но нельзя заставить его напиться. Можно подвести ученика к морю знаний, но сможет ли он впитать в себя хотя бы каплю?».

Данный принцип особенно актуален в современной дидактической системе, т.к. обучение эффективно лишь тогда, когда обучающиеся осознанно проявляют учебно-познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся проявляют интерес к знаниям, осознают цели своего учения, планируют и организуют свою учебно-познавательную работу, умеют себя контролировать и проверить, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Принцип наглядности означает, что эффективность профессионально-ориентированного обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Принцип наглядности обучения сформулировал еще в 17 веке чешский педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика».

В процессе обучения ученику надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию.

Принцип доступности обучения требует учета особенностей психовозрастного развития обучающихся, анализа учебного материала с точки зрения реальных возможностей обучающихся по его усвоению, такой организации обучения, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Принцип прочности результатов профессионально-ориентированного обучения требует, чтобы знания надолго закреплялись в памяти обучающихся, стали бы частью их сознания, основой мировоззрения, основой профессионально-целесообразного поведения.

Принцип связи обучения с жизнью предусматривает, чтобы процесс профессионально-ориентированного обучения стимулировал обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач в различных сфер жизнедеятельности (в частности, в периоды практики, волонтерской работы, стажировки); учил анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, в том числе и на реалии профессиональной действительности.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы означает, что преподаватель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: лекции, семинары, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия обучающихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах и др.

Интересно
Принцип опережающего обучения призван обеспечить определенный дидактический ритм преподавания и усвоения учебного материала. Суть в том, что при переходе от одной учебной темы к другой может образоваться своеобразный вакуум. В этом случае обучающимся необходимо некоторое дополнительное время для осмысления связи между предыдущей темой и последующей.

Принцип опережающего обучения заключается в том, что преподаватель стремится заблаговременно создать «мост» между темами таким образом, чтобы в процессе изучения предшествующей темы захватить «плацдарм» темы последующей. И таким образом на месте возможного вакуума возникает динамический ритм процесса обучения.

Принцип визуальной опоры предполагает внедрение в образовательный профессионально-ориентированный процесс опорных конспектов, специальных дидактических чертежей и рисунков, которые представляют учебный материал в предельно свернутой, системной, эмоционально выразительной форме.

Знакомясь с опорным конспектом, обучающиеся овладевают практикой логически осмысленного, целостного усвоения учебного материала. С опорными конспектами можно работать по прямой аналогии (в этом случае учащиеся получают готовый опорный конспект и по нему готовятся к следующему занятию). Работая по косвенной аналогии, преподаватель предлагает обучающимся осмыслить опорный конспект таким образом, чтобы самостоятельно воспроизвести его дома и соответственно подготовиться к следующему занятию.

Работая по творческой аналогии, преподаватель разъясняет обучающимся системный характер изучаемого материала и предлагает им самостоятельно создать опорный конспект. Переход от одной из указанных форм работы к другой осуществляется постепенно. Время подобного перехода невозможно программировать заранее, т.к. оно зависит от психовозрастных и познавательных особенностей обучающихся, характера их подготовки, уровня интеллектуального развития и т, д.

Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такое построение образовательного процесса, когда обучающиеся работают на определенном пределе их умственных возможностей.

Еще в ХIХ веке великий русский педагог К.Д. Ушинский, сравнивая развитие интеллекта с физическим развитием человека, предупреждал, что без постоянного напряжения интеллект может уподобиться дряблым мускулам человека, не занимающегося физическими упражнениями.

Принцип обучения на высшем уровне трудности побуждает обучающихся заниматься с предельным напряжением умственных сил. Естественно, что предельный уровень трудности сочетается с принципом доступности. И, конечно, при этом важна профилактика переутомления обучающихся.

Принцип конгруэнтности предусматривает соответствие содержательно-технологического и научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса вуза, ссуза сути формируемой профессиональной компетентности будущего специалиста.

Данный принцип предполагает, что в содержании, технологии, формах организации профессионально-ориентированного обучения будут отражены все необходимые теоретические и профессионально-прикладные аспекты будущей профессиональной деятельности выпускников вуза, ссуза.

Принцип ситуативности предполагает отбор ситуаций профес-сиональной деятельности будущих специалистов, в которых необходимо проявление тех или иных профессиональных компетенций, и организацию учебного процесса на основе анализа конкретных ситуаций трудовой деятельности.

Принцип прогностичности (футуристичности) предполагает учет перспектив развития и модернизации высшего образования в контексте эволюции различных видов профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе. Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов профессионально-ориентированного обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)