Классификация кейсов

Классификация кейсов производится по различным основаниям (признакам).

По степени сложности различают:

  • иллюстративные учебные кейсы (их цель – на конкретном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной профессионально-ориентированной ситуации);
  • учебные кейсы с четким формированием профессионально-ориентированной проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы (цель кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме);
  • учебные кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; (цель кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов).

В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

  • личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители и др.;
  • организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;
  • многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

Классификация кейсов по целевому дидактическому назначению:

  1. Case Study Method (Нахождение проблемы). Обучаемые подавляющее время, предназначенное для работы с кейсом, анализируют ситуацию с помощью предоставленной информации. Акцент ставится на поиске и понимании сути профессионально-ориентированной проблемы, лишь затем рассматриваются возможные варианты решение.
  2. Case Method (Поиск решения). В этом варианте основной задачей является решение проблемы. Обучающиеся получают всю необходимую информацию для анализа ситуации, поэтому кейсы составляются обычно очень объемными. C помощью представленных данных нужно решить поставленную задачу. Например: «Какое место должно быть выбрано для социально-геронтологического центра в конкретных региональных условиях (на окраине или в центре старого города, в сельской местности и др.)»?
  3. Incident Method (Поиск информации). В работе с кейсом доминирующим предполагается процесс поиска информации, т.к. кейс заведомо содержит информационные лакуны в описании ситуации. Студентам для анализа ситуации приходится самим добывать недостающую информацию. Для поиска информации преподаватель должен предоставить в распоряжение обучающихся определенный промежуток времени или быть готовым дать эту информацию в ответах на заданные ему вопросы.
  4. In-Basket-Exercise-Method (Почтовая корзина). Суть – решение кейс-задач под давлением времени (разбор деловой корреспонденции и принятие управленческих решений). Например: «Вы должны с сегодняшнего дня занять рабочее место коллеги, который находится в отпуске. Ваши действия».
  5. Stated Problem Method (Оценка решения). В этом кейсе кроме описания ситуации (предоставляется в распоряжение вся существенная информация) приводятся принятые решения, которые также анализируются и подвергаются критической оценке. Часто студентам предлагается разработать собственное решение, тем самым повышается их мотивация при сравнении с альтернативными вариантами решения.
  6. Project Method (Проектирование) или Junior Mentoring & Con-sulting in Experiential Life Cases (Консультирование в реальных cлучаях). Речь идет о взаимодействии с реальным объектом, к примеру, школой, в которой предполагается проведение практики, стажировки.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-технологий включает в себя две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную внеаудиторную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа, состоящую из научно-исследовательской, конструирующей и методической частей. Особого внимания заслуживает разработка методического обеспечения самостоятельной работы студентов по анализу кейса и подготовке к обсуждению, а также методического обеспечения предстоящего занятия по его разбору.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Презентация (или представление) результатов анализа, обсуждения кейса (в частности, в рабочих микрогруппах обучающихся) выступает очень важным аспектом реализации в учебном процессе метода сase-study.

Умение публично представить интеллектуальный продукт по результатам работы с кейсом (1 или 2 человека от микрогруппы обучающихся), хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также «выстоять под шквалом критики», является очень ценным интегральным качеством современного специалиста.

Презентация анализа кейса вырабатывает у будущих специалистов навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)