Правила для участников модерации

Правило 1. Высказывания в процессе модеративного занятия должны быть краткими

Если кто-то не соблюдает регламентируемое время (например, в начале занятия установили регламент – 1 минута), то модератор его обязательно прерывает, указывая на оговоренное время выступлений (желательно иметь большие песочные или электронные часы, которые наглядно демонстрируют истечение времени выступления).

Чтобы тот кого прервали не почувствовал обиду, можно предложить ему за дополнительные несколько секунд дать короткие комментарии.

Правило 2. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно

Чтобы с самого начала на занятии исключить, так называемые «перебранку» и «восточный базар», оговаривается, что выступать можно только с разрешения модератора, показав свое желание поднятием руки. Модератор должен следить за соблюдением равноправия всех и не нарушать очередность желающих выступить.

Правило 3. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы.

Визуализация главных мыслей выступающих (осуществление записей, составление схем, микротаблиц, использование слайдов, которые могут прочитываться на расстоянии и расположены в поле зрения всех участников) — это одна из основных задач модератора.

Во время обсуждения, которое может длиться несколько часов, а в случае учебных занятий, модерация может продолжиться и через неделю, никто не в состоянии запомнить все высказанное. Поэтому модератору следует коротко повторить выступление и написать главную мысль, получив на это согласие участвующих. Таким образом, исключаются недопонимание и неправильные выводы.

Если модератор не успевает обеспечивать визуализацию, он может попросить одного из участников группы ассистировать ему. В ряде случаев работа будет продуктивнее, если запись осуществляют сами участники, это повышает продуманность высказываний и ответственность за них. Текущая визуализация одновременно является основой протокола обсуждения.

Правило 4. В процессе модеративного занятия его участники ведут записи ключевых моментов обсуждения проблемы и вариантов ее решений.

Если обсуждается актуальная тема (проблема), и заинтересованные участники вступают в горячие дискуссии, зачатую трудно бывает не отклониться от основной темы и соблюдать порядок обсуждений. В такой ситуации можно попросить, чтобы каждый кратко написал свою идею на карточке. Карточки потом прикрепляются к доске и спокойно обсуждаются. При таком методе не потеряется «красная нить», ни один аргумент не будет упущен. Также полезно напомнить о данном правиле перед презентациями результатов работы каждой из микрогрупп, которые не рекомендуется прерывать (от микрогруппы после окончания обсуждения в ней какого-либо аспекта проблемы выступает одни человек, его «ассистент» в процессе выступления может делать на доске схемы, записывать выводы; если в процессе обсуждения микрогруппы использовали компьютер, то можно демонстрировать слайды).

Удобно в процессе выступления всех представителей микрогрупп и модератору, и участникам записывать вопросы или замечания на карточки для последующего обсуждения.

Правило 5. Применять так называемые «конфликтные знаки»

При любом обсуждении бывают противоречивые мнения. Они часто приводят к длительным и непродуктивным дискуссиям.

Целесообразно, в целях экономии времени и предупреждения личностных конфликтов, использовать специальные пометки, например знак «молния», для обозначения таких высказываний, с которыми не все участники согласны. Этим также создается атмосфера, в которой все участвующие получают возможность свободного выражения собственного мнения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)