Педагогическая история вопроса

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne – искусство, ремесло, наука, logos – понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство владения процессом. Технологический процесс всегда предусматривает определённую последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. К числу существенных признаков технологии относят стандартизацию, унификацию процесса, его контролируемость, возможность воспроизводства применительно к заданным условиям.

В отечественной педагогической науке термин «педагогическая технология» был впервые упомянут в 20е годы XX века в работах по педологии (педология ‒ комплексная наука о ребенке и способах его развития). В этот же период распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии 30х годов была определена как совокупность педагогических приёмов и средств, направленных на чёткую и эффективную организацию учебных занятий.

В 40–50х годах началось внедрение в учебный процесс технических средств. Педагогические технологии связывались с применением различных технических средств обучения (ТСО).

В середине 60х годов обозначились два направления развития технологического подхода в образовании. Сторонники первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое было обозначено как «технические средства в обучении», второе как «технологии обучения» или «технологии учебного процесса».

К середине 60х и началу 70х годов в развитых странах – США, Англии, Испании, Японии – издавались журналы по вопросам педагогической технологии, в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься специализированные учреждения (например, национальные советы по педагогической технологии в Великобритании и США). В 1965 году в Академии педагогических наук СССР был организован НИИ школьного оборудования и технических средств обучения, в 1973 году в Венгрии – Государственный центр технологии обучения.

К концу 70х – началу 80х годов вследствие развития техники и начавшейся компьютеризации обучения понятия «технология» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и способов управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

В 80е гг. продолжались попытки дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса, причем прослеживались две тенденции: одни авторы стремились к дальнейшей детализации понятия «педагогические технологии» и его усложнению, другие – к упрощению, прибегая при этом к слишком обобщённым формулировкам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)