Педагогические взгляды Демокрита и Сократа

В античной философии нашли отражение мысли о воспитании, организации обучения, значении образования для развития человека.

Так, древнегреческий философ, ученый и энциклопедист Демокрит (460–370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания.

В познании он выделял две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем, по мнению Демокрита, «чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания».

Педагогические взгляды Демокрита и Сократа

Впервые в истории педагогической мысли Демокрит высказал императив о необходимости сообразовывать
воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом». Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребенка, в котором пример родителей играет решающую роль.

В обучении Демокрит выделял «упражнение, основанное на сознательном интересе к изучаемому предмету».

Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие  мыслительных способностей человека. По мнению Сократа, «каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость».

Педагогические взгляды Демокрита и Сократа

Достижение цели воспитания, по Сократу, возможно через диалог, спор, беседу. Как учитель Сократ смог подняться на вершину педагогического мастерства, доведя до совершенства технологию нового по тем временам метода — диалога с обучающимся, или сократической беседы.

Интересно
Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения.

В начале диалога задача педагога состояла в том, чтобы дать обучающемуся увидеть проблему там, где он ее ранее не видел.

Следующая часть сократической беседы называлась майевтика (от греч. maieutike — повивальное искусство, в переносном значении — облегчение нахождения истины), когда педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка извлекать истину (ср.: «В споре рождается истина»).

Наконец, в финале диалога формулировалось общее понятие или определение. Сократические беседы произвели революцию не только в обучении и воспитании, но и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философской и общественной мысли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)