Педагогическая мысль эпохи Возрождения

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Труды итальянских педагогов характеризуются выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы.

В сочинениях немецких гуманистов проявляются:

  • демократические тенденции;
  • идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования.

Французский гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446).
Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества.

Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др.

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому воспитанию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание).

Среди форм и методов обучения В. да Фельтре отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности обучающихся, активизировали их познавательную деятельность — это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469–1536). Э. Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Э. Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения.

В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения обучения и нравственного воспитания.

Особое значение Ф. Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел.

Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий. Позднее глобальные идеи Ф. Рабле были развиты в теориях М. Монтеня, Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)