Педагогическая коммуникация как предмет изучения

Отметим еще раз, что знание о коммуникации носит междисциплинарный характер. Коммуникация является объектом социо-гуманитарных, естественнонаучных и научно-технических дисциплин, каждая из которых вычленяет из коммуникации свой объект и предмет исследования. Педагогика изучает воспитательные и дидактические аспекты коммуникации, во многом опираясь на общую теорию коммуникации и знания о коммуникации из других научных дисциплин, интерпретируя их в контексте решения педагогических проблем.

Объектом педагогической коммуникации как научной дисциплины выступают различные виды коммуникацииво-бразовательном процессе. Субъектом выступает человек в педагогическом взаимодействии: педагог (учитель, преподаватель, воспитатель), ученик (студент, воспитанник).

Базовыми понятиями являются: педагогическое общение, педагогическая коммуникация, речевая деятельность учителя и ученика, учебная информация, информационный обмен, коммуникативное пространство, коммуникативная образовательная среда. Проблема коммуникации в образовании исследуется с различных точек зрения, отражающих смысловые и функциональные аспекты этого понятия. Коммуникация как искусство взаимодействия педагога и воспитанника. В контексте решения задач воспитания педагогическое взаимодействие «есть искусство, оно во многом опирается на импровизацию, интуицию, а не на научный анализ конкретной ситуации».

В связи с этим в профессиональной характеристике педагога присутствуют такие качества, как профессиональная педагогическая речь, коммуникативно-речевая стратегия, коммуникативно-речевая тактика, коммуникативная готовность и т. д. Всеми этими качествами будущий педагог должен овладеть, приобретая опыт действования в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и в процессе обучения в вузе. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных качеств происходит, когда педагог погружается в реальную образовательную практику, приобретая опыт решения многочисленных педагогических задач.

Коммуникация как основная дидактическая единица в учебном взаимодействии. Коммуникативные категории представляют интерес с точки зрения их функционального анализа, нормативности, наиболее целесообразного использования их для достижения задач обучения. Такие исследования нацелены на то, чтобы выявить структуру коммуникативного акта как основной единицы вербальной коммуникации в сфере образовательно-педагогического взаимодействия. Также важно определить его структурные составляющие.

Эти исследования коммуникации осуществляются с точки зрения ее лингвистических характеристик и внешних поведенческих проявлений. Представителей этого научного направления интересует обоснование оптимальной модели дидактической коммуникации, обеспечивающей понимание и эффективное взаимодействие учителя и ученика в рамках учебного процесса (учебного занятия).

Коммуникация как проявление коммуникативной компетентности. Понятие «коммуникативная компетентность» придает общему понятию «коммуникация» смысловой оттенок практического владения коммуникативными знаниями, эффективного их применения. Это понятие активно используется в рамках компетентностного подхода в образовании.

В социальной психологии, педагогике и ряде других социально-гуманитарных наукпред принято множество попыток определения коммуникативной компетентности. Выделяются ее многочисленные параметры и критерии. Прослеживается нацеленность на необходимость развития в образовательном пространстве эффективной коммуникации, что является важным условием формирования коммуникативной компетентности и педагогов, и учеников различных возрастных групп. Коммуникация как показатель психологической безопасности образовательной среды.

Подчеркивая значимость коммуникативной составляющей образовательного пространства, исследователи вводят понятие психологически безопасной образовательной среды, под которой подразумевается «среда взаимодействия, базирующаяся на гуманистических принципах, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для ее участников и проявляющаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов».

В рамках подхода, связывающего понятия «коммуникация» и «безопасность», также поднимается проблема развития коммуникативной компетентности учителей и воспитателей, но не просто как профессионального качества, а как фактора, снижающего риск возникновения конфликтных ситуаций, предотвращающего профессиональные стрессы и перенапряжение, служащего индикатором личностного и профессионального благополучия.

Коммуникация как феномен образовательно-педагогического дискурса. Понимание дискурса как системы коммуникации, в которой одновременно реализуются самые разнообразные аспекты не только языка, но и языкового мышления той или иной социальной группы или социальных институтов, делает возможным рассмотрение проблемных областей образования на макро- и микроуровнях. Образовательная среда становится предметом дискурсивного анализа. Дискурс, включающий в себя лингвистические и экстралингвистические компоненты, проявляется в коммуникации, в ней функционирует, воздействуя на ее субъекты. Коммуникация без дискурса невозможна.

Изучение феномена педагогической коммуникации не исчерпывается обозначенными исследовательскими аспектами. Ценность и значимость результатов проведенных разноплановых исследований состоит в полученных знаниях, позволяющих в данном контексте по-новому осознать проблему педагогического взаимодействия и применить их в качестве средства для практического решения этой поистине вечной проблемы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)