Особенности современной образовательной ситуации

В середине ХХ в. во всем мире начала складываться ситуация, при которой традиционное школьное образование, сформировавшееся в рамках определенного типа культурной коммуникации, перестало удовлетворять всех, кто был в нем заинтересован, – родителей, учителей, учеников, все общество в целом. Школа начала подвергаться резкой критике. Возникло общее представление о том, что институт образования нуждается в обновлении, реформах, экспериментах. Причины этой ситуации были следующие.

Резкий рост объема информации (знаний). Трактовка целей и содержания образования через знание и познание поставило школу в трудное положение: объем знаний и количество дисциплин растут намного быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. В результате школа оказывается перед дилеммой: или учить небольшой части знаний и предметов, выбирая из всех созданных в культурно-историческом процессе только то, в чем нуждается современная практика, или набирать отдельные знания из разных предметов и дисциплин в идеологии «всеохватывающего обучения». Но ни то, ни другое не решает проблему современного образования.

Попытки выделить так называемое фундаментальное ядро содержания образования (основы наук, базисные знания) пока не достигли приемлемых результатов. Кроме того, человек с обширными познаниями, знающий человек, не всегда является способным и понимающим, а узкий специалист, как правило, ограничен в личностном плане. Психологические исследования в этой области говорят об однобоком развитии узких специалистов, о том, что узкие профессиональные рамки, в которых они могут достигать значительного мастерства, очень часто мешают проявить себя как широко и всесторонне развитую личность. И если образовательная система, в частности классноурочная, опирается на представление об образовании, где все подчинено только усвоению учебной информации (и сдаче экзамена в стандартизированном формате), то она обрекает учащихся на пассивность, поскольку в таком процессе обучения у них задействованы лишь функции внимания, слушания, памяти, воспроизведения.

Интересно
Неоднородность современной культуры – поликультурализм. Начиная с 60х гг. прошлого века жизнь людей стала быстро меняться. В культуре возникли острые противоречия, перешедшие в глобальные кризисы. Школа в тот период оставалась практически неизменной. Определенные изменения происходили в культуре и раньше, но в данном случае «преобразования и метаморфозы были столь существенны, что возникли условия для формирования новой культурной коммуникации (иного типа сообщества людей, нового видения и понимания проблем и задач, других отношений между людьми и социальными институтами).

В частности, идеи дисциплины, управления, организации, культ специалиста постепенно стали отходить на второй план, на первый выходили другие: идеи сосуществования, культивирования жизни и природы, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности и ее прав, признания обусловленности жизни со стороны культуры и современной цивилизации». Поликультурализм в общественной жизни не мог не привести к процессам модернизации образования.

Многообразие современных образовательных практик. Вследствие неоднородности современной культуры стало появляться множество субъектов с различными требованиями к образованию. В настоящее время в ответ на поликультурную и мультикультурную цивилизационную ситуацию, а также свободу образовательного выбора сформировались разные виды образовательно-педагогических практик (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное образование, религиозное, эзотерическое и многие другие). И даже само образование в этих практиках теперь понимается по-разному.

Многообразие современных форм постижения действительности. Метапредметный характер знаний. В современной ситуации наука перестает выступать единственной формой постижения действительности, а учебный предмет – единственной формой упаковки содержания образования. Наряду с ними в современной культуре и производстве широко используются проекты и программы, языки искусства и инженерии, разные типы реконструкции и интерпретации, нарративы и произведения, игры и многое другое. Как следствие эти формы упаковки знания переносятся сначала в наиболее передовые образовательные практики, а затем в массовое образование, меняя, в свою очередь, и организационные формы образовательного процесса.

Урок, лекция, семинар, учебник все больше осознаются как уходящие формы обучения и образования. Их сменяют метапредметные и рефлексивные знания, учебные игры и семинары, самостоятельные формы образования с использованием современных компьютерных, мультимедийных средств и технологий.

Появление новых функций системы образования. В настоящее время образование помимо своей специфической функции-подготовки формирующегося человека к труду и жизни — выполняет и ряд других. К ним относятся следующие функции: социальной защиты; создания условий для развития и самореализации разных типов личности; организации автономной долговременной формы жизни, длящейся не один десяток лет (закрытые элитные школы и, наоборот, формы открытого образования и т. п.)

Проблемность современной образовательной ситуации, как считают многие ученые и мыслители нашего времени, в целом состоит в том, что невозможно понять, кого школа должна формировать на современном этапе развития общества, каковы идеалы образованного человека. Следствием этой переходной ситуации являются затруднения в определении целей и содержания образования, в поиске наиболее оптимальной и адекватной времени модели образовательной системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)