Педагогика как практическая наука

Слово «педагогика» употребляется в разных значениях:

  • Во-первых, им обозначают педагогическую науку (науку об обучении и воспитании).
  • Во-вторых, есть мнение о том, что педагогика – это искусство, тем самым она приравнивается к успешной практике.
  • В-третьих, под педагогикой понимается система деятельности, отражающая определённую технологию.
  • В-четвёртых, в последнее время этим словом стали обозначать представления о тех или иных подходах к обучению: педагогика сотрудничества, экологическая педагогика, музейная педагогика и т. д.

И всё-таки, на сегодняшний день большинством специалистов педагогика признается самостоятельной наукой, имеющей собственный объект и предмет исследования. Чем же объясняется разнообразие мнений? Особенностями самой педагогической науки. Она относится к группе практических наук, то есть тесно связана с соответствующей сферой общественной деятельности (педагогической практикой), должна не только исследовать (изучать) педагогические процессы и явления, но давать практические рекомендации по организации педагогической практики.

Основными функциями педагогической науки являются аналитическая, проективно-конструктивная, прогностическая. Аналитическая функция заключается в теоретическом изучении сущности и структурных компонентов образовательного процесса, в научном анализе, интерпретации педагогического опыта.

Проективно-конструктивная функция педагогики связана с обновлением содержания образования, разработкой новых техно-логий, форм, методов, средств обучения и воспитания, внедрением результатов педагогических исследований в практику, научно-методическим обеспечением управления образовательными системами. Прогностическая функция педагогической науки направлена на обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы образования; эффективного управления образовательной политикой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)