Оценка эффективности закупочной деятельности

Закупочная деятельность имеет свои параметры оценки эффективности ее реализации. До настоящего времени единого подхода к оценке эффективности закупок не существует, что свидетельствует о неопределенности экономической категории «эффективности закупочной деятельности».

Эффективность в традиционном понимании определяется отношением полезного эффекта (результата) к затратам на его получение. Чтобы оценить эффективность следует идентифицировать, какие виды затрат и какие элементы порожденного ими эффекта сопоставляются.

Интересно
В данном случае имеют место определенные сложности, которые обусловлены неоднозначностью результата деятельности по закупкам с точки зрения проявления эффекта и его оценки. В связи с этим настоящее время используется разные подходы и система оценки эффективности закупочной деятельности при совершении коммерческих операций.

Применяемые подходы к проведению оценке закупочной деятельности можно осуществлять с позиции традиционного и системного подхода. Традиционный подход полагается на проведение оценки оперативной деятельности по закупкам и комплексной оценке работы подразделения, занимающегося закупочной деятельностью.

В связи с этим основными критериями эффективности оперативной деятельности по закупкам могут выступать:

  1. Качество закупленного сырья и материалов.
  2. Стоимость сырья и материалов.
  3. Сроки поставки сырья и материалов.
  4. Надежность поставщиков.

В практике ведения закупочной деятельности отмечается возможность оценки эффективности оперативной деятельности закупок по трем основным параметрам время, цена и надежность поставщика. Параметр времени включает в себя контроль поставок, а также последствия в результате задержаний и опозданий поставок.

При этом анализируются следующие показатели доля задержанных заказов; доля ситуаций, когда просрочка доставки вызвала ощутимое отсутствие товара на складе. Параметр «цена» предполагает анализ цен, которые были уплачены при закупке продукции в сравнение их с ранее намеченными ценами.

Анализ данного параметра ведется по следующим показателям:

  • цена, уплаченным поставщикам; стандартным или расчетным ценам;
  • индексам средних цен, которые были уплачены по каждой товарной группе;
  • изменениям цен, произошедшим в результате переговоров, лучшей упаковки и перевозке товаров;
  • средний темп роста цен в отчетном периоде по отношению к базисному и т. д.

Параметр надежности поставщика рассматривает соответствие объема качества поставки условиям, фиксируемым в договоре.

Следует обратить при учете данного фактора на следующие параметры:

  • частота и характер неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком договорных обязательств;
  • количество и удельный вес поставок некачественного товара или товара низкого качества;
  • доля просроченных доставок и отказ поставки;
  • доля заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией;
  • невыполнение поставок в срок по вине поставщика;
  • количество и удельный вес поставок товаров в ненадлежащем количестве и ассортименте;
  • гибкость условий договора – наличие внесения изменений в договор по наиболее значимым пунктам (цена, ассортимент, сроки и количество);
  • выгодность сделки с данным поставщиком.

Для определения эффективности работы службы закупок важно учитывать выполнение следующих составляющих: план закупочной деятельности, бюджет фирмы, объем вырученных средств, применение дополнительных мер по контролю над качеством входящей продукции, а также объемом и стоимостью упущенных продаж, общим объемом операций, производительностью труда, транспортными издержками.

Эффективность работы подразделения, занимающегося закупками, часто оценивается следующими показателями:

  • сокращение издержек на закупки в структуре общих логистических издержек;
  • допустимые уровни брака закупаемой продукции;
  • доля закупок, совершенных вовремя;
  • число ситуаций, когда нужных материальных ресурсов/готовой продукции не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике производства или выполнения заказа клиента;
  • число изменений, внесенных в заказы по вине службы закупок (учет по каждой причине внесения изменений);
  • число полученных и обслуженных заявок;
  • доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки;
  • оборачиваемость запасов;
  • число получаемых и обслуживаемых заявок.

Анализируя эти данные, появляется возможность примерного определения стоимости тех или иных операций в процессе осуществления закупочной деятельности, к примеру, средней стоимости оформления заказа, доли административных затрат по закупке на каждый рубль, который был израсходован на закупки в целом. Проанализировав данным способом деятельность отдела по закупкам, можно сделать вывод об эффективности его функционирования и определить имеющиеся проблемные зоны.

Системный подход предусматривает оценку эффективности закупок проводить по уровню достижения стратегических целей и задач в данной области. Для этого необходимо определить стратегические цели, сформировать задачи и под каждую задачу определить совокупность показателей, формирующих систему, именуемую ключевыми показателями эффективности закупок (КПЭ).

Ключевой показатель эффективности – это оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности закупочной деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач предприятия.

Обычно КПЭ являются долгосрочными показателями и могут разниться в зависимости от типа организации. Выбранные КПЭ должны отражать цели организации, быть количественно измеримым, являться основой для достижения успеха организации.

КПЭ закупок включает шесть крупных блоков:

  • КПЭ для процесса снабжения в целом (уровень исполнения заявок, оборачиваемость запасов, качество материально-технических ресурсов, оптимизация стоимости закупок, оптимизация затрат на организацию снабжения и т. д.);
  • КПЭ для планирования закупок (показатели выполнение плана закупок по объемным и качественным критериям);
  • КПЭ для выбора поставщика (определяются перечнем критериев, которым должен соответствовать поставщик);
  • КПЭ для ведения договоров с поставщиками (планируемая цена закупки, фактическая цена закупки, время ведения переговоров, скорость принятия управленческих решений в процессе переговоров и т. д.);
  • КПЭ для выполнения складских операций и доставки заказчикам (складские затраты, транспортные затраты);
  •  КПЭ для контроля, анализа и совершенствования бизнес-процессов (общий объем операций, объем и стоимость упущенных продаж, производительность труда, стоимость той или иной закупочной операции, например, среднюю стоимость разработки и оформления заказа или долю стоимости МР в объеме продаж).

Таким образом, применение системы КПЭ закупок позволяет определять цели закупок и показателей в соответствии с целями; определять направления развития предприятия и закупок; формировать достоверную отчетность о положении дел в области закупок и контролировать направления использования материальных ресурсов; корректировать стратегических цели закупок и формировать перечень мероприятий для достижения установленных значений КПЭ.

Определение уровня корпоративной эффективности закупок осуществляется посредством оценки экономии в совокупной стоимости владения закупаемыми товарами или услугами в рамках рассматриваемой категории. Совокупная стоимость владения в снабжении включает в себя четыре основных элемента (рис. 1.5): Международная компания A.T. Kearney разработала методику качественной оценки функции закупок AEP – Assessment of Excellence in Procurement. В основе методологии AEP лежит концепция «Дома закупок» A. T. Kearney, определяющая восемь основных областей для исследования (рис. 1.6).

Оценка эффективности закупочной деятельности

Оценка эффективности закупочной деятельности

Зарубежные исследователи предлагают для оценки эффективности закупочной деятельности использовать SСOR-модель (Supply Chane Operation Referece), сущность которой отражена в таблице:

Оценка эффективности закупочной деятельности

Применение такой модели позволяет оценить эффективность закупочной деятельности по критерию удовлетворенности потребителя с учетом временных и затратных параметров, а также с учетом эффективности использования активов предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)