Отражение культурной информации в оценочном компоненте лексического и фразеологического значения

С сигнификативным, денотативным, образным компонентами значения связан оценочный компонент. По словам Н. Н. Болдырева, специфика оценочной категоризации заключается в том, что «тот или иной объект не причисляется к какой-либо естественной категории его онтологический категориальный статус при этом не анализируется.

Ему приписывается соответствующее положительное или отрицательное качество или характеристика». Оценочный компонент является наиболее сложным в семантической структуре.

Оценка складывается из ряда компонентов. К основным относятся:

  • субъект оценки, то есть тот, кто оценивает. В качестве субъекта оценки может выступать отдельно взятое лицо, лингвокультурная группа или социум. Языковая личность обладает национальным характером, особенности которого могут влиять на выбор объекта и оснований оценки;
  • объект оценки, то есть предмет, лицо, событие, которым приписывается определённая ценность. В объекте выделяются оцениваемые признаки (аспекты). Объект оценки культурно маркирован, так как выбор того или иного явления или признака для оценки указывает на его актуальность для лингвокультурной общности. Так, в ХІХ в. объектом оценки становилось умение девушки прясть и ткать (к 14 годам она должна была овладеть этими умениями). Неумение это делать было объектом оценки: неткаха “девочка, не умеющая выткать кросны”, бесподставочная “девочка, не умеющая поставить стан без подсказки матери”. Очевидно, что основания оценки в каждую культурную парадигму могли быть разными. Так, в ХІХ в. десятилетняя девочка должна была уметь доить корову, готовить, стирать, мыть посуду, прясти нитки, вязать сено, присматривать за малышами;
  • сама оценка: абсолютная (хорошо, плохо, безразлично) или сравнительная (лучше, хуже, равноценно);
  • основание оценки (та или иная культурная установка, стереотип).

Основание оценки может быть культурно маркированным, так как составляющие её ментальные категории могут иметь культурно обусловленную природу.

Так, субъектом отрицательной оценки слова частник “частный торговец, предприниматель” является русская советсткая лингвокультурная общность.

Объектом оценки становится признак участия/неучастия человека в коллективном труде, особенно важный в годы первых пятилеток для советских людей.

Основанием оценки являются культурные установки и стереотипы необходимо искоренять частника как класс, в социалистическом обществе труд имеет общественный характер, частный предприниматель является классовым врагом пролетариата.

Изменение идеологем может привести к тем же процессам в оценочном компоненте единицы. Так, если в советское время зачения слова домохозяйка имело отрицательную оценку, то в начале ХХ века – положительную.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)