От идей к их толкованиям

Повествование в этой главе ограничивается рассмотрением основных идей Гуссерля и Шюца и их толкователей, Бергера и Лукманна.

Затем рассказывается, как эти идеи толковались и видоизменялись в направлении, которое называется этнометодологией. Понятие этнометодология было введено Гарольдом Гарфинкелем в его книге «Исследования по этнометодологии».

В переводе это означает «учение о том, как поступают народы», когда они живут своей социальной жизнью, приобретают и используют знания о мире.

Таким образом, этнометодологи изучают, каким образом люди в своей будничной жизни основываются на множестве невысказанных познаний, а этнометодологи пытаются сделать эти познания явными и поддающим не» анализу.

Иногда этнометодологию воспринимают как труднодоступную науку. Первоначально другие ученые часто рассматривали ее как секту, ограничивающую свои интересы передачей своих знаний другим. Ее стали также воспринимать как крайне эмпирическую.

Поскольку она отбрасывает традиционные методы, и вместо этого изучает собственную познавательную основу, и анализирует то, как субъект ориентируется в окружающей среде и создает свое представление о ней, то ее стали характеризовать как субъективистскую.

Стремление этнометодологов найти нечто общезначимое в том, как мы в качестве индивидов воспринимаем окружающее, часто понимали неправильно или не считали это достойной науки проблемой.

В результате считали, что этнометодология не в состоянии заниматься структурами и закономерностями социальной жизни.

Есть и другие объяснения тому, что ее стали воспринимать как проблематичную. Важнейшим объяснением является, возможно, своеобразное использование понятий. В этнометодологических текстах последовательно говорится о индивидах как «участниках».

Этим подчеркивается, что мы как индивиды являемся участниками одной культуры, и создается связь с той общей базой знаний, которой обладают индивиды. Подразумеваемую мысль о внутренней субъективности окружающего мира не всегда легко воспринять.

В текст работ этнометодологов часта вплетены теоретические высказывания этого типа, они там содержатся, но редко выражаются эксплицитно.

Другим объяснением является то, что этнометодология провоцирующим образом делает объектом изучения собственные методы общественных наук, и показывают, как бытовое мышление исследователя влияет на научное мышление.

Это означает, что процесс познания, обладающий строгим и предсказуемым в теории образом действия, рассматривается этнометодологами со своими предубеждениями и правилами.

С тем, кто Гарфинкель и Сикурель поставили под вопрос социологический фундамент, а Бергер и Лукманн представили социальную действительность как социальную конструкцию, идейная история социологии сразу стала значительно более сложной.

Исходным пунктом в обоих случаях послужил Гуссерль.

До сих пор он вряд ли считался одним из классиков в общественной науке. Влияние его идей более явно выражено у его учеников Мартина Хайдеггера и Жан-Поля Сартра, которые развили философию экзистенциализма.

Но как только феноменологические идеи заняли свое место среди общественных наук, то и их традиционная история стала пересматриваться и включает в себя и этих философов. Идеи Гуссерля ввел в науку об обществе его ученик Шюц.

Чтобы создать понимание того, как феноменологические идеи осуществляются на практике, текст следует проиллюстрировать конкретными исследованиями того, как люди в социальном взаимодействии толкуют, конструируют и перетолковывают социальную действительность.

Через показ того, с чем люди встречаются в действительной жизни, становится понятным, как различные знания, которыми мы оснащены, помогают нам воспринимать окружающее как нечто, нам знакомое.

Мы толкуем, и в социальном взаимодействии мы создаем новую ситуацию и новое знание. Таким образом конструируется социальный порядок, который мы узнаем, одновременно с тем, что связи, контекст, придают ему особый местный колорит.

Социальный порядок получает при этом динамический характер, где как общее, так и специфическое сплавляется воедино и индивид как действующее лицо участвует в процессе создания социального порядка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)