Организация знания

Одна из нескольких линий, разрабатываемых Сикурелем,— это каким образом знание хранится в нашей памяти.

Это углубление той переговорной модели, которая намечена выше. Сикурель серьезно берется за разделение на внешние и глубинные структуры и развивает их, рассматривая различные типы знаний.

Он различает объективное или разъясняющее знание («декларативное знание») и знание о приемах («процедурное знание»).

Первое строится на глубинной структуре, второе — на внешней структуре. Сикурель полагает, что эти разные типы знания содержатся в нашей памяти и сознании организованными в различные схемы, однако он называет их «народными моделями», понятием, взятым из антропологии:

Народная модель — это когнитивная система, которая делится интерсубъективно. Она содержит ряд соотнесенных друг с другом понятий.

Количество понятий часто ограничено семью, с определенными вариациями. Совместное и разделяемое знание, которое ведет к тому, что представления, которые содержатся в модели, тем, кто обладает знанием, позволяют видеть содержание как явные факты о мире..

Народная модель и сама в определенной степени овеяна здравым смыслом. Даже если человек пользуется этой моделью, при этом вовсе не само собой разумеется, что он может дать описание того, что в ней содержится.

Народные модели — это смесь общих и приспособленных к ситуации правил того, как действовать в различных ситуациях. Это культурные образцы для обыденных действий.

Сикурель считает, что мы, эмпирически изучив народные модели различных культур, можем с большей уверенностью анализировать разговоры.

У каждого человека имеется база — база знаний— народных моделей для своего мышления в различных ситуациях.

В них содержатся знания о господствующих в обществе обстоятельствах, наряду со знаниями о близколичных вещах. Когда мы говорим и думаем, эти вещи смешиваются.

Когда Сикурель вводит народные модели в анализ разговоров, то аналитически разделенные прежде мыслительные категории сводятся в одно понятие. Это делает ход мысли более сложным, но одновременно более удобным эмпирически.

Наше обычное, здравым смыслом ограниченное мышление, не происходит в аналитических категориях. Своими народными моделями как понятием Сикурель создал средство рассмотрения того, как знания разных типов проявляются в нашем мышлении и речи, и как они соотносятся друг с другом.

Сочинения Сикуреля отмечены сквозной последовательностью. В основном он занимается одними и теми же проблемами, но под разным углом рассматривает их.

Мысль о различных тинах знаний и их взаимном соотношении — это один из многих подходов к решению вопроса о социологически мыслимых аналитических уровнях.

Этот подход Сикурель использовал уже в своей первой книге «Метод и измерение».

Это та же самая проблема, над которой он как редактор вместе с Карин Кнорр-Сетина работает в книге «Подходы к социальной теории и методологии: к интеграции микро- и макросоциологий».

Эта книга — сборник, в котором, в частности, Хабермас, Гидденс и Бурдье высказывают свои взгляды на теоретическое развитие последних десятилетий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)