Особенности подготовки и подписания межведомственных соглашений

Практика заключения международных актов от имени определенных органов исполнительной власти того или иного государства существует уже длительное время. Широкое распространение такого рода договоры получили лишь в XX в., что отражает процессы углубления универсализации международных связей между государствами.

В международных отношениях федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации представляют интересы государства, выполняют публичные функции. Но это не означает, что указанные органы публичной власти выступают в качестве субъектов международного договора.

В сфере международного права государство является неделимым субъектом, а его органы рассматриваются в качестве представителей. Несмотря на широкий спектр содержания заключаемых межведомственных соглашений, все они являются договорами государства в целом и именно государство в лице Российской Федерации несет ответственность за их выполнение.

Особенности заключения международных соглашений межведомственного характера состоят в следующем. Межведомственные договоры заключаются министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти только по вопросам, входящим в их компетенцию.

Интересно
Следующая особенность определяется закрепленными в п. 3–4 ст. 11 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» нормами, согласно которым решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, принимаются Правительством Российской Федерации.

Предложения о заключении международных соглашений межведомственного характера представляются в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД России) или по согласованию с ним, а также по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В системе МВД России такие предложения разрабатываются подразделением центрального аппарата Министерства, инициирующим данное предложение, по согласованию с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами (подразделениями), головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества, головным правовым подразделением, а также курирующим заместителем Министра и статс-секретарем – заместителем Министра и представляются Министру внутренних дел Российской Федерации.

Решения о подписании международных договоров межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с МИД России.

Правительство Российской Федерации, кроме того, принимает решения о подписании международных договоров межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

При заключении межведомственных соглашений по линии МВД России не всегда требуется принятие отдельного распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении переговоров о заключении такого соглашения.

Это касается случаев заключения соглашений, подготовленных на основе Типового проекта Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел (компетентным ведомством) иностранного государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 653 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 227) «О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств».

Данным нормативным правовым актом МВД России поручается проведение на основе указанного типового проекта соглашения переговоров с компетентными ведомствами заинтересованных государств о заключении межведомственных соглашений о сотрудничестве с разрешением в случае необходимости вносить в прилагаемый типовой проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

При этом МВД России предписывается согласовывать с МИД России перечень иностранных государств, с которыми предполагается провести переговоры о заключении соглашений о сотрудничестве.

В качестве основных направлений сотрудничества типовой проект предусматривает взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии широкого круга преступлений, в том числе совершенных организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Наибольшее внимание уделяется при этом сотрудничеству в борьбе с:

  • насильственными преступлениями против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; преступлениями против собственности;
  • преступлениями в сфере экономики, в том числе легализацией доходов, полученных преступным путем;
  • торговлей людьми, особенно женщинами и детьми, а также органами и тканями человека;
  • незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, ядерных материалов, а также наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • в противодействии экстремистской деятельности, коррупции и т. д.

Согласно п. 31 Наставления по организации правовой работы от имени МВД России международное соглашение подписывается Министром или по его поручению одним из его заместителей.

Международные межведомственные соглашения по линии МВД России, как правило, вступают в силу с момента подписания и не требуют выполнения внутригосударственных процедур.

В случае если многосторонним межведомственным соглашением предусматривается возложение функции депозитария на МВД России, его выполнение обеспечивает головное правовое подразделение.

Подлинники международных соглашений межведомственного характера хранятся в архивах соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В системе МВД России подлинники межведомственных договоров передаются для учета и хранения в ДПД МВД России, который обеспечивает информирование заинтересованных органов (подразделений) и доступ к ним, а также направляет заверенные копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов) в МИД России.

Тексты международных соглашений, заключенных от имени МВД России, публикуются в официальных изданиях МВД России.

Прекращение и приостановление действия международных соглашений межведомственного характера производятся МВД России по согласованию с МИД России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с разрешения Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает решения о прекращении или приостановлении действия указанных соглашений, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

Особенности подготовки и подписания соглашений по приграничному сотрудничеству. Приграничное сотрудничество в международных отношениях – это согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между приграничными территориями двух и более государств и заключение соглашений и договоренностей необходимых для достижения этих целей.

Интересно
Приграничное сотрудничество осуществляется в рамках определяемых национальным законодательством полномочий органов власти административно-территориальных образований, прилегающих к государственной границе государств.

Приграничное сотрудничество осуществляется преимущественно на основе соглашений между компетентными органами, заключенных в пределах их полномочий с соблюдением национального законодательства государств и норм международного права.

В интересах развития приграничных территорий сопредельных государств приграничное сотрудничество осуществляется в том числе в сферах правоохранительной деятельности, обеспечения безопасности приграничной торговли, регулирования миграции населения.

Заключенные соглашения между правительствами сопредельных государств или их компетентными органами могут основываться на типовых соглашениях по вопросам организации приграничного сотрудничества.

Так, Решением Совета министров внутренних дел государствучастников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1995 г. было одобрено Типовое соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов и рекомендовано для использования при подготовке соответствующих двусторонних и региональных (субрегиональных) соглашений.

На основе данного Типового соглашения были заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов между Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии.

Таким образом, указанное Типовое соглашение может быть не только использовано для заключения соглашений о приграничном сотрудничестве органов внутренних дел с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, но его также можно рекомендовать в качестве основы при разработке соответствующих соглашений, заключаемых с другими государствами.

Предметом соглашений о приграничном сотрудничестве является сотрудничество органов внутренних дел приграничных регионов непосредственно друг с другом, минуя центральные компетентные органы или центральные подразделения компетентных органов государств, что позволяет более оперативно реагировать на поступающие запросы и обмениваться имеющейся информацией.

В рамках соглашений о приграничном сотрудничестве органы внутренних дел приграничных регионов могут осуществлять взаимный обмен оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией, в частности, следующими сведениями:

  • об административных и уголовных правонарушениях, совершенных гражданами сопредельного государства, постоянно проживающими на территории приграничного региона этого государства (в срок не позднее трех суток, если обстоятельствами дела не вызвана необходимость немедленного извещения);
  • о лицах, находящихся в розыске, в т. ч. без вести пропавших, если имеются основания полагать, что они находятся или могут находиться на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно);
  • о находящемся в розыске похищенном имуществе, в т. ч. оружии, взрывчатых веществах, культурных ценностях и автотранспорте, если имеются основания полагать, что оно находится или может находиться на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно);
  • о лицах, совершивших или намеревающихся совершить преступление на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно и независимо от гражданства этих лиц);
  • о лицах, не могущих сообщить о себе, и неопознанных трупах, если имеются основания полагать, что они имеют отношение к приграничному региону сопредельного государства;
  • о преступных группировках, действующих в приграничных регионах, в т. ч. на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также информацией, касающейся объектов преступных посягательств;
  • о лицах, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Обмен информацией между органами внутренних дел в рамках соглашений о приграничном сотрудничестве производится, как правило, на основании запросов.

Однако информация может быть предоставлена приграничному органу внутренних дел сопредельного государства и без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для этого органа.

Между тем направление информации в органы внутренних дел приграничного региона не освобождает от предусмотренной в законодательстве обязанности представить эту информацию в соответствующий орган своего государства.

В соглашения о приграничном сотрудничестве могут включаться положения о возможности органов внутренних дел приграничных регионов при необходимости по согласованию с центральными органами своих государств проводить скоординированные операции по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений прежде всего, таких как:

  • посягательства против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;
  • террористические акты;
  • незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов;
  • незаконное производство и оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • преступления в сфере экономики;
  • изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичного платежа;
  • посягательства на исторические и культурные ценности;
  • преступления на транспорте;
  • экологические преступления.

Для заключения соглашения о приграничном сотрудничестве межведомственного характера требуется принятие распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении переговоров о заключении такого соглашения. При этом, учитывая специфику соглашений по приграничному сотрудничеству, до внесения в Правительство Российской Федерации предложения о заключении соглашения необходимо его согласовать с Министерством экономического развития Российской Федерации, которое является центральным координирующим органом в сфере приграничного сотрудничества.

Решение о подписании межведомственного соглашения принимается Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с МИД России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)