Контроль за соблюдением законодательства
Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, направлен на укрепление законности при выполнении органами (подразделениями) возложенных на них задач.
Названный контроль организуется и осуществляется вышестоящими органами (подразделениями) в отношении нижестоящих органов (подразделений) по направлениям служебной деятельности:
- в ходе текущей деятельности;
- в ходе инспектирования, контрольных, целевых выездов;
- при рассмотрении писем, заявлений и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации, обращений других органов (должностных лиц), материалов служебных проверок, а также вступивших в законную силу судебных решений.
При помощи данного вида правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, можно определить насколько соответствует функционирование системы действующим правовым актам.
Безусловно, контроль за соблюдением законодательства осуществляется в рамках реализации соответствующих нормативных правовых и локальных актов.
Например, организация правового контроля в системе МВД России в целом осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по организации зонального контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов МВД России, утвержденной приказом МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации» и требованиями Приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России». Определены зональные кураторы правовых подразделений территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях.
На основании данных актов ДПД МВД России в ходе зонального контроля оказывается методическая и практическая помощь в организации правовой работы правовым подразделениям территориальных органов, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Отражается эта работа в соответствующих контрольно-наблюдательных делах. Плановые, целевые, одиночные выезды сотрудников ДПД МВД России в территориальные органы осуществляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми в МВД России графиком инспектирования и контрольных проверок на год и ежеквартальными планами служебных командировок сотрудников центрального аппарата МВД России, а также с решениями руководства Министерства.
Такая же работа организована и в территориальных органах МВД России на региональном уровне. Например, в соответствии с приказом МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации» в рамках осуществления зонального контроля правовое подразделение территориального органа МВД России по субъекту ежеквартально направляет в ДПД МВД России информацию о состоянии правовой работы.
Приказом УМВД России по Орловской области от 21 мая 2014 г. № 227 «Об организации зонального контроля за состоянием правовой работы в УМВД России по Орловской области» утверждена инструкция по организации зонального контроля за состоянием правовой работы в территориальных ОВД области на районном уровне.
В соответствии с положениями инструкции сотрудники отделения зонального контроля правового отдела УМВД должны обеспечить:
- постоянный мониторинг состояния правовой работы в закрепленных территориальных ОВД области на районном уровне;
- выявление и внедрение положительного опыта организации и осуществления правовой работы;
- подготовку и внесение предложений по совершенствованию организации правовой работы в закрепленных территориальных ОВД области на районном уровне.
Организация контроля за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность, включает в себя следующие элементы:
- установление оснований и поводов для осуществления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность органа внутренних дел;
- определение целей проводимого контроля (выявление неприменяемых, неработающих норм, установление полноты регулирования правовых предписаний, проверка своевременности реализации правовых норм и т. д.);
- определение сроков проведения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность органа внутренних дел;
- осуществление сбора информации о нарушениях законодательства, регулирующего служебную деятельность органа внутренних дел;
- выбор формы реагирования на выявленные нарушения законодательства, регулирующего служебную деятельность органа внутренних дел.
Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, также включает в себя:
- проверку соответствия организации и деятельности органов (подразделений) требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- определение соответствия мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел складывающейся на обслуживаемых территориях и объектах оперативной обстановке;
- выявление причин и условий, способствующих возникновению нарушений законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, разработка мер, направленных на их устранение, а также оказание практической и методической помощи органу (подразделению) в разработке мер по совершенствованию правоприменения.
Кроме того, при проведении контроля за соблюдением законодательства в органах (подразделениях) необходимо обращать внимание на такие параметры функционирования органов (подразделений), как:
- меры, принимаемые руководством органов внутренних дел по укреплению законности при выполнении органами (подразделениями) возложенных на них задач;
- организация и порядок взаимодействия руководства органов (подразделений) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства личным составом;
- изучение и оценка мероприятий по сбору и обобщению информации о проблемах, препятствующих укреплению законности при выполнении органами (подразделениями) возложенных на них задач;
- периодичность рассмотрения вопросов соблюдения личным составом законности в оперативно-служебной деятельности на коллегии, совещаниях (в т. ч. оперативных), их актуальность и меры по реализации принятых решений;
- наличие пробелов в правовом обеспечении оперативно-служебной деятельности, оказывающих существенное негативное влияние на укрепление законности при выполнении органами (подразделениями) возложенных на них задач;
- роль руководства органов (подразделений) в повышении правовых знаний сотрудников органов внутренних дел и в организации правовой пропаганды;
- организация и проведение служебной подготовки (лекций, семинаров по вопросам соблюдения законности сотрудниками в своей деятельности);
- наличие кабинетов (уголков, стендов) правовых знаний;
- наличие в дежурных частях основных законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, поддержание их в контрольном состоянии.
Вышеуказанные контрольные мероприятия осуществляются путем:
- непосредственного ознакомления с состоянием дел на том или ином участке работы;
- изучения информационных материалов, характеризующих соответствующие направления работы;
- заслушивания исполнителей об их работе.
Эти формы осуществляются главным образом методом слежения, при котором обеспечивается достаточная самостоятельность исполнителей, а внимание руководителя сосредоточивается на законности функционирования всей системы.
При этом используются методы ведения, сбора и обработки необходимой информации, источником которой являются письма, заявления и обращения граждан, публикации в средствах массовой информации, обращения других органов (должностных лиц), материалы служебных проверок, а также вступившие в законную силу судебные акты.Следует отметить, что формы контроля за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность, постоянно совершенствуются.
Этим вопросам, в частности, посвящены организуемые и регулярно проводимые, начиная с 2000 г., головным правовым подразделением МВД России всероссийские, окружные и региональные совещаниясеминары с руководителями правовых подразделений органов внутренних дел.
В плановую деятельность головного правового подразделения МВД России включены ежемесячные совещания с руководителями правовых подразделений территориальных органов МВД России окружного, межрегионального, регионального уровней, помощниками руководителей образовательных организаций МВД России по правовой работе с использованием современных технологий видеоконференцсвязи.
На них представителями центрального аппарата МВД России доводится информация не только о состоянии федерального и регионального нормотворчества, судебно-исковой работе, правовом информировании и правовой пропаганде, внедрении автоматизированных систем правового назначения, но и в интерактивном режиме обсуждаются имеющиеся недостатки, осуществляется контрольный опрос о результатах работы, даются конкретные предложения о формах и методах предупреждения нарушений законодательства.Одной из форм деятельности, способствующих соблюдению законности в деятельности органов внутренних дел, входит и практикуемое правовыми подразделениями территориальных органов МВД России регулярное тестирование руководителей территориальных органов районного уровня, руководителей и сотрудников других подразделений на знание нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих их оперативно-служебную деятельность.
- Организационно-правовая работа
- Правовая пропаганда и консультирование
- Систематизированный учет правовых актов
- Мониторинг правоприменения
- Основные направления информационно-правовой деятельности
- Основные этапы судебно-исковой работы
- Понятие и задачи судебно-исковой работы
- Понятие и содержание договорно-правовой работы
- Оценка законности принятых ведомственных правовых актов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу