Оценка законности принятых ведомственных правовых актов

Оценка законности принятых ведомственных правовых актов является составным элементом правового контроля и представляет собой последующий контроль за качеством правовых актов, их соответствием актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Оценка законности принятых ведомственных правовых актов осуществляется в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, если такое несоответствие выявлено.

Под законностью в данном случае понимается соответствие нормативного правового акта Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.

Оценка законности принятых правовых актов организуется и осуществляется как вышестоящим органом, организацией, подразделением в отношении правовых актов, изданных нижестоящими органами, организациями, подразделениями, и проводится в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов, так и правовым подразделением – в отношении правовых актов, изданных в аппарате органа, организации, подразделения.

Интересно
При оценке законности принятых ведомственных правовых актов применяются различные способы. Прежде всего это метод оценочного сравнения. Он представляет собой сопоставление, сличение двух и более предметов (процессов) между собой и выделение одного из них. В данном случае в качестве предмета оценки выступают правовые нормы.

При осуществлении оценки законности принятых правовых актов используется метод ведения, предполагающий осуществление жесткого контроля за текущим состоянием правового акта, его соответствием нормативным правовым актам более высокого уровня в их иерархии.

С использованием указанного метода обеспечивается своевременное внесение изменений в правовой акт с целью поддержания его в актуальном состоянии.

Выявление состояния соблюдения законодательства, регулирующего служебную деятельность, осуществляется главным образом посредством слежения, когда особое значение приобретает мониторинг правоприменения.

Неоспоримую пользу при оценке законности принятых правовых актов оказывает метод сбора и обработки необходимой информации, источником которой являются письма, заявления и обращения граждан, публикации в средствах массовой информации, обращения других органов (должностных лиц), материалы служебных проверок, а также вступившие в законную силу судебные решения.

Исследование принятого правового акта на предмет законности содержащихся в нем предписаний проводится по правилам, присущим правовой экспертизе проекта нормативного правового акта.

По результатам последующего контроля за качеством правовых актов готовятся предложения по внесению соответствующих изменений в нормативный правовой или иной правовой акт либо по прекращению действия принятых правовых предписаний.

Изменения в правовые акты, в их отдельные правовые нормы могут носить различный характер: новые редакции статей (пунктов, частей, абзацев и др.); дополнение другими правовыми нормами; уточнение используемых понятий, наименований органов и др.

В процессе оценки законности принятых правовых актов проводится работа по признанию отдельных правовых актов утратившими силу. Утратившими силу признаются те акты, которые прекращают свое действие (юридическую силу) по причине принятия взамен действовавшего акта нового, в силу несоответствия складывающейся обстановке, в связи с обнаружившейся неправомочностью субъекта, издавшего правовой акт, во исполнение судебного решения и др.

Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один правовой акт, противоречащий новому правовому акту, и не были включены для признания утратившими силу ни один акт или его часть, сохраняющие свое значение.

В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются как основной правовой акт, так и правовые акты (или отдельные их предписания), которыми в его текст ранее были внесены изменения.

При осуществлении работы по последующему контролю за качеством правовых актов в рамках внесения изменений в правовые акты необходимо учитывать, что это является прерогативой органа (должностного лица), который принял правовой акт. Признать же утратившими силу либо отменить правовые акты как в целом, так и отдельные их части (статьи, части, пункты) могут, кроме того, другие вышестоящие органы.

Так, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ № 1009 представление об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и законодательству Российской Федерации, направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти и исполняется федеральным органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.

Интересно
В случае неисполнения представления Министерство юстиции Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции Министерства юстиции Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего акта Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты могут быть признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции РФ.

Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, автономной области и автономного округа), Судом по интеллектуальным правам нормативные правовые акты ниже уровня федерального закона (например, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации) могут быть признаны не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими.

Например, В.Ю. Прутовых обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании п. 4 приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 (о помещении контингента в карцер).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2010 г. заявление В.Ю. Прутовых удовлетворено, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абз. 10 п. 4 приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в части, предусматривающей водворение в карцер на основании постановления начальника органа внутренних дел.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)