Основные направления информационно-правовой деятельности

В современных условиях интенсификации правового регулирования, и как следствие, роста количества нормативных правовых актов, обеспечение доступа к актуальной правовой информации является необходимым условием формирования и совершенствования правового сознания и правовой культуры, укрепления законности и правопорядка, организации правовой работы в любом органе публичной власти, организации и учреждении.

Высокая динамика изменения законодательства делают неэффективными традиционные средства передачи правовой информации посредством печатных изданий. На смену им приходят современные информационные технологии. Так, наряду с традиционными источниками опубликования нормативных правовых актов (Собрание законодательства Российской Федерации, Российская газета, Парламентская газета) используется официальный портал правовой информации www.pravo.gov.ru.

Наставление по организации правовой работы целью информационно-правовой деятельности называет доведение содержания и разъяснения требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел.

В качестве основных направлений информационно-правовой деятельности выступают:

  • введение систематизированного учета нормативных правовых актов;
  • правовая пропаганда;
  • юридическое консультирование.

Организация информационно-правовой деятельности осуществляется руководителем органа, организации, подразделения МВД России и правовыми подразделениями. Руководитель органа внутренних дел (организации, подразделения) определяет порядок осуществления информационно-правовой деятельности в органе внутренних дел, обеспечивает создание и функционирование автоматизированных информационно-правовым систем, охватывающих правовые акты, издаваемые данным органом, устанавливает порядок доступа иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан к фонду правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел.

На правовое подразделение возлагаются следующие обязанности по данному направлению правовой работы:

  • вести систематизированный учет нормативных правовых актов;
  • доводить требования нормативных правовых актов до сотрудников органов внутренних дел;
  • осуществлять доступ сотрудников органов внутренних дел, иных органов публичной власти, граждан и организаций к фонду правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел;
  • участвовать в правовой пропаганде;
  • осуществлять в установленном порядке консультирование, в том числе оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам;
  • осуществлять общее методическое руководство информационно-правовой деятельностью в органе внутренних дел (организации, подразделении).

В настоящее время в системе МВД России сформирована целая экосистема информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, призванная удовлетворять потребности в доступе к актуальной правовой информации.

В соответствии с приказом МВД России от 23 декабря 2016 г. № 888 с 1 марта 2017 г. (далее – приказ МВД России № 888) введен в эксплуатацию Сервис обеспечения деятельности правовых подразделений (далее – СОДПП) в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее – ИСОД МВД России).

СОДПП создан в целях автоматизации деятельности по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию отношений в сфере внутренних дел и призван обеспечить единое информационное пространство правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Указанным приказом определены следующие функции СОДПП:

  1. Сбор, обработка, обобщение, хранение и анализ информации, не содержащей государственной тайны, по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел и практике  применения законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.
  2. Организационно-методическое сопровождение проведения мониторинга правоприменения в подразделениях системы МВД России.
  3. Информационно-правовое обеспечение деятельности сотрудников при подготовке проектов нормативных правовых актов и правовых актов.
  4. Учет судебных решений и иных судебных документов по искам, в которых МВД России является истцом или ответчиком.
  5. Информационно-аналитическое обеспечение судебно-исковой работы подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
  6. Предоставление доступа сотрудников к информации правового назначения, в том числе нормативным правовым актам, имеющим пометку «Для служебного пользования».
  7. Проведение сравнительного анализа положений нормативных правовых актов на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
  8. Автоматизация процесса проведения правовой экспертизы и антикоррупционной экспертизы.

Для обеспечения реализации данных функций СОДПП включает в себя следующие модули. Модуль «Мониторинг» аккумулирует в себе информацию о состоянии нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, правоприменительной практики в данной области в целях определения их эффективности и направлениях возможного совершенствования.

Данный модуль позволяет оперативно сигнализировать о выявленных на практике проблемах правового регулирования деятельности органов внутренних дел, формировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства и ведомственных правовых актов, затрагивающих сферу деятельности ОВД.

В данном модуле содержатся также результаты диссертационных исследований, выполненных в образовательных организациях системы МВД России, в которых сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования сферы внутренних дел. Это позволяет осуществлять коммуникацию с автором научной работы и включать его в рабочую группу по разработке проектов нормативных правовых актов. Ежегодно в данный модуль вносится порядка 1 500 предложений.

Модуль «Иск» аккумулирует сведения об исковых заявлениях, относящихся к МВД России, и результатах их рассмотрения судами.

Данная информация позволяет проследить динамику судебно-исковой работы, определить эффективность судебной защиты имущественных интересов органов внутренних дел. Модуль «Правовая экспертиза» призван облегчить работу юрисконсульта по проведению экспертизы проектов правовых актов на соответствие установленным нормам и правилам юридической техники. Данный модуль сокращает трудозатраты экспертов по обработке большого массива правовой информации.

Система в автоматизированном режиме позволяет осуществлять проверку текста правового акта на предмет соблюдения технико-юридических требований (правильность оформления структурных элементов, сносок, реквизитов, наименований органов и организаций и пр.).

Кроме того, система позволяет сопоставлять текст правового акта, выявлять дублирующие, коллидирующие с иными правовыми актами положения. Модуль «Антикоррупционая экспертиза» позволяет выявлять в проверяемых проектах документов признаки коррупциогенности посредством использования специализированных наборов правил и формализованных критериев поиска.

Поиск в тексте формулировок, обладающих признаками коррупциогенности, осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 26 февраля 2010 г. № 96.

Учитывая, что содержащиеся в данной методике коррупциогенные факторы носят оценочный характер, система позволяет самому эксперту принимать решение, является ли выявленный системой фрагмент текста коррупциогенным.

Модуль «Конструктор НПА» позволяет сформировать проект правового акта с учетом заложенных в систему шаблонов и образцов. Автоматизированная система позволяет корректировать текст правового акта с учетом правил юридической техники.

В системе имеется алгоритм сравнения текста, вносящего изменения в нормативные правовые акты, с текстом исходных правовых норм, который позволяет автоматически формулировать соответствующие изменения. Модуль «НПА-З» позволяет осуществлять работу с нормативными правовыми актами ограниченного доступа, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну. Использование данного модуля предполагается после сертификации СОДПП и аттестации ИСОД МВД России по требованиям безопасности информации.

Портал правового информирования преследует цель доведения актуальной правовой информации, справочных, аналитических материалов, методических рекомендаций по различным направлениям правовой работы.

Так, в подразделе «Правовые ресурсы» данного портала размещаются рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции, новости законодательства, обобщения практики высших судебных инстанций, методические пособия и результаты правовой работы в МВД России по временным периодам и пр.

Доступ к актуальной правовой информации обеспечивается также через справочно-правовые системы. Помимо универсальных систем «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», в органах внутренних дел функционируют специализированные территориально распределенные автоматизированные системы «Юрист» (СТРАС «Юрист») и «Юрист-Регион» (СТРАС «Юрист-Регион»).

СТРАС «Юрист» включает в себя базу нормативных правовых актов МВД России, международных договоров и соглашений МВД России, судебную практику и материалы юридических консультаций. СТРАС «Юрист-Регион» обеспечивает формирование каждым территориальным органом МВД России на региональном уровне, управлениями МВД на транспорте по федеральным округам, образовательными организациями МВД России собственной базы правовых актов.

Инструкции по эксплуатации СТРАС «Юрист» и СТРАС «Юрист-Регион» утверждены приказом МВД России «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 25 августа 2017 г. № 680 (далее – приказ МВД России № 680). Сегодня в условиях формирования информационного общества все чаще ведутся споры о перспективах внедрения технологии искусственного интеллекта в правовую сферу. Более того, высказываются суждения об отмирании профессии юриста.

Интересно
Очевидно, что современные информационные технологии не способны полностью заменить собой людей, поскольку юридическая квалификация – сложный творческий интеллектуальный процесс, воспроизводить который может только человек.

Информационные технологии призваны облегчить работу сотрудников правовых подразделений, минимизировать трудозатраты на техническую обработку информации так, чтобы у них было больше времени на сущностную аналитическую работу с правовым материалом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)