Мониторинг правоприменения

В соответствии с Наставлением по организации правовой работы мониторинг правоприменения относится к нормотворческой, а не к информационно-правовой деятельности. Однако он преследует информационную цель, сигнализирует о выявленных недостатках в правовом регулировании и поэтому может рассматриваться и в рамках анализируемого направления правовой работы.

Правовую основу мониторинга в Российской Федерации составляют указ Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» от 20 мая 2011 г. № 657, постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» от 19 августа 2011 г. № 694.

Мониторинг в системе МВД России осуществляется в соответствии с приказом МВД России № 680. Следует отметить, что еще до принятия указанных нормативных правовых актов в МВД России работа по мониторингу приобрела системный характер. МВД России явилось первым федеральным органом исполнительной власти, который внедрил автоматизированную систему анализа правоприменительной практики во все свои подразделения. В системе МВД России различают текущий и оперативный мониторинг.

Текущий мониторинг в свою очередь подразделяется на плановый, инициативный и точечный.

Разновидностями планового мониторинга являются мониторинг Российской Федерации, мониторинг МВД России. Ежегодный план мониторинга Российской Федерации разрабатывается Минюстом Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации до 1 сентября.

В плане мониторинга Российской Федерации отражаются:

  • отрасль (подотрасль) законодательства либо группа нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется осуществить;
  • наименования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в мониторинге;
  • сроки осуществления мониторинга;
  • иные данные.

План мониторинга МВД России охватывает группы правоотношений, регулируемых ведомственными нормативными правовыми актами. План мониторинга в МВД России формируется с учетом пунктов плана мониторинга в Российской Федерации на соответствующий год, а также предложений, поступивших от подразделений системы МВД России, и представляется на утверждение Министру внутренних дел Российской Федерации в соответствии с инструкцией по организации планирования в органах внутренних дел.

В рамках планового мониторинга не учитываются предложения, касающиеся группы правоотношений, которые уже входили в федеральный и ведомственный планы мониторинга в предыдущие годы, а также те, которые не относятся к компетенции органов внутренних дел.

Результатом выполнения планового мониторинга является доклад. Доклад о результатах выполнении плана мониторинга Российской Федерации МВД России представляет в Минюст России. Минюст России на основании поступивших докладов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации готовит проект доклада Президенту Российской Федерации и предложения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

Разработанный Минюстом России проект доклада вносится в Правительство Российской Федерации до 1 августа. Правительство Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах мониторинг до 1 сентября. По итогам рассмотрения доклада Президент Российской Федерации может дать поручения государственным органам и организациям о разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и реализации предложений, указанных в докладе.

Доклад о результатах мониторинга публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минюста России.

Доклад о результатах мониторинга правоприменения в МВД России представляется Министру внутренних дел Российской Федерации не позднее 20 октября года, следующего за планируемым. После рассмотрения Министром доклад размещается в десятидневный срок на официальном сайте МВД России, а также в модуле «Портал правового информирования» СОДПП.

Инициативный мониторинг правоприменения проводится на регулярной основе по всему массиву нормативных правовых актов, регламентирующих сферу внутренних дел (за исключением правоотношений, предусмотренных планами мониторинга в Российской Федерации и в МВД России).

Результаты инициативного мониторинга правоприменения, включающие в себя данные правоприменительной практики, анализ выявленных проблем и предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел, подлежат внесению в модуль «Мониторинг» в течение всего года.

Однако следует учитывать, что ДПД МВД России завершает работу по анализу внесенных предложений до 30 сентября. Предложения, которые вносятся в модуль после указанной даты, подлежат рассмотрению в следующем году.

Если предложения были поддержаны, они включаются в проект Плана МВД России по сопровождению и разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных и межведомственных актов, а также участию в подготовке к подписанию международных правовых актов.

Точечный мониторинг правоприменения проводится по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минюста России, Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, а также по запросам руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России в рамках сбора и оценки информации о практике применения конкретного нормативного правового акта (его части), регулирующего сферу внутренних дел, либо группы правоотношений в сфере внутренних дел.

Интересно
Оперативный мониторинг правоприменения осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих сферу внутренних дел.

Предложения по совершенствованию правового регулирования сферы внутренних дел вносятся в федеральный и территориальный сегмент модуля «Мониторинг» СОДПП. Субъектами мониторинга федерального сегмента являются подразделения центрального аппарата МВД России, Экспертно-криминалистический центр, Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения, Центральная медико-санитарная часть, Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь», Центр метрологического обеспечения, территориальные органы МВД России на межрегиональном уровне (за исключением линейных управлений МВД России на транспорте).

Субъектами мониторинга территориального сегмента являются территориальные органы МВД России, на окружном, межрегиональном (за исключением оперативных бюро МВД России и центров специального назначения МВД России), региональном и районном уровнях, образовательные (за исключением суворовских военных училищ и кадетских корпусов) и научные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России.

Ответственными за проведение мониторинга правоприменения в системе МВД России являются правовые подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)