Правовая пропаганда и консультирование

Повышение уровня правовой культуры и правосознания как населения, так и должностных лиц государства, является необходимым условием формирования правового государства. Неслучайно на государственном уровне Президентом Российской Федерации в 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые определяют цели, принципы, основные направления, содержание государственной политики в данной области.

Как указывается в Основах: «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов».

Ключевую роль в повышении правовой культуры и правосознания имеет правовое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная обеспечить формирование необходимого объема правовых знаний, ценностного восприятия права и правовой установки на правомерное поведение.

Правовое воспитание как целенаправленную деятельность необходимо отличать от правового воздействия. Правовое воздействие представляет собой объективный процесс воздействия правовой информации на сознание, а через него – и на поведение человека. Правовое воспитание является волевым компонентом правового воздействия.

Правовое воспитание должно преследовать цель не только сформировать совокупность правовых знаний, но также научить ими грамотно пользоваться, и, самое главное, – сформировать в сознании человека отношение к праву как к социальной ценности.

Правовое воспитание реализуется через различные формы – правовое обучение, правовую пропаганду, юридическую практику. Пропаганда происходит от латинского «propagare», что означает «распространять». Именно в таком ключе о правовой пропаганде идет речь в п. 80 Наставления по организации правовой работы: она направлена на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел.

Если правовое обучение имеет конкретизированные процессуальные формы, представляет собой последовательный процесс взаимодействия обучаемого и обучающего в рамках заранее утвержденной программы, то пропаганда такой конкретизации не имеет. Более того, по своему охвату она чаще всего адресована неопределенному кругу лиц.

В юридической литературе выделяют различные формы и средства правовой пропаганды. В качестве основных форм выделяют устную и письменную формы трансляции правовой информации.

Устная форма пропаганды может выражаться либо в непосредственном общении, либо в опосредованном (через радио, телевидение, современные информационно-телекоммуникационные технологии). В рамках устной формы пропаганды применяются такие средства и методы, как проведение лекций, бесед, диспутов, конференций и семинаров, ответы на вопросы, консультирование, различные игровые методы (интеллектуальные игры, конкурсы, викторины).

Интересно
Письменная правовая пропаганда реализуется посредством изготовления различной печатной продукции – листовок, брошюр, плакатов методических рекомендаций, памяток, письменных ответов на вопросы, размещаемых в сети Интернет и печатных СМИ, издания научной и научно-популярной литературы по правовым вопросам.

В п. 80 Наставления по организации правовой работы упоминается также создание и оформление кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, другой наглядной информации. При выборе форм правовой пропаганды необходимо учитывать общую тенденцию возрастания роли сети Интернет и производных от нее средств коммуникации.

В связи с этим в юридической литературе в качестве самостоятельной формы пропаганды предлагается выделять виртуальную. Виртуальные средства пропаганды включают в себя рассмотренные ранее электронные правовые ресурсы (СОДПП, СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион», иные справочные правовые системы), размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет.

Однако следует учитывать, что размещение информации на официальных сайтах имеет ограниченный потенциал распространения, поскольку чаще всего сайты государственных органов посещает определенная категория лиц – профессиональные юристы или сами служащие соответствующих органов и организаций.

В связи с этим перспективными средствами популяризации правовой информации являются создание аккаунтов в социальных сетях, их продвижение, создание мобильных приложений, правовых мессенджеров и т. п.

Правовая пропаганда обеспечивает воздействие правовой информации не только на рациональный, но также на психоэмоциональный компонент сознания человека. Она может проявляться в скрытом виде, реализуемом через различные средства манипулятивного воздействия.

Манипуляция чаще всего рассматривается в качестве негативного психологического приема, что является не верным. В процессе правовой пропаганды она преследует социально полезные цели. Е. А. Титова манипуляцию в процессе правовой пропаганды определяет как «осуществление комплекса взаимосвязанных между собой приемов психологического воздействия, направленных на скрытое побуждение других людей к совершению в общественных (государственных) интересах определенных правомерных действий, подчас не соответствующих их желаниям, одновременно сохраняя у них иллюзию независимости, самостоятельности принимаемых решений».

Существуют различные виды манипулятивного воздействия:

  • манипулирование потребностями (использование желаний, влечений, интересов объекта воздействия);
  • «духовное» манипулирование (формирование у человека определенных идеалов и ценностей);
  • интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений, точек зрения);
  • манипулирование чувствами (использование эмоций, страстей собеседника).

Хотя правовая пропаганда чаще всего не имеет адресный характер, индивидуальный подход при ее осуществлении необходим.

Эффективное использование форм и методов пропаганды зависит от учета различных факторов:

  • специфики аудитории (возраст, профессиональный уровень и пр.);
  • уровня развития правосознания, наличия определенных коллективных ценностей;
  • отношения аудитории к транслируемой правовой информации;
  • материально-технической оснащенности лица, осуществляющего пропаганду, степени его компетентности, владения риторическими навыками и психологическими приемами воздействия на аудиторию.

Необходимо отметить, что участие в правовой пропаганде является законодательно установленной обязанностью полиции (п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). При этом в соответствии с Наставлением по организации правовой работы участие в правовой пропаганде обязаны принимать все подразделения системы МВД России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)