Правовая пропаганда и консультирование
Повышение уровня правовой культуры и правосознания как населения, так и должностных лиц государства, является необходимым условием формирования правового государства. Неслучайно на государственном уровне Президентом Российской Федерации в 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые определяют цели, принципы, основные направления, содержание государственной политики в данной области.
Как указывается в Основах: «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов».Ключевую роль в повышении правовой культуры и правосознания имеет правовое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная обеспечить формирование необходимого объема правовых знаний, ценностного восприятия права и правовой установки на правомерное поведение.
Правовое воспитание как целенаправленную деятельность необходимо отличать от правового воздействия. Правовое воздействие представляет собой объективный процесс воздействия правовой информации на сознание, а через него – и на поведение человека. Правовое воспитание является волевым компонентом правового воздействия.
Правовое воспитание реализуется через различные формы – правовое обучение, правовую пропаганду, юридическую практику. Пропаганда происходит от латинского «propagare», что означает «распространять». Именно в таком ключе о правовой пропаганде идет речь в п. 80 Наставления по организации правовой работы: она направлена на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел.
Если правовое обучение имеет конкретизированные процессуальные формы, представляет собой последовательный процесс взаимодействия обучаемого и обучающего в рамках заранее утвержденной программы, то пропаганда такой конкретизации не имеет. Более того, по своему охвату она чаще всего адресована неопределенному кругу лиц.
Устная форма пропаганды может выражаться либо в непосредственном общении, либо в опосредованном (через радио, телевидение, современные информационно-телекоммуникационные технологии). В рамках устной формы пропаганды применяются такие средства и методы, как проведение лекций, бесед, диспутов, конференций и семинаров, ответы на вопросы, консультирование, различные игровые методы (интеллектуальные игры, конкурсы, викторины).
В п. 80 Наставления по организации правовой работы упоминается также создание и оформление кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, другой наглядной информации. При выборе форм правовой пропаганды необходимо учитывать общую тенденцию возрастания роли сети Интернет и производных от нее средств коммуникации.
В связи с этим в юридической литературе в качестве самостоятельной формы пропаганды предлагается выделять виртуальную. Виртуальные средства пропаганды включают в себя рассмотренные ранее электронные правовые ресурсы (СОДПП, СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион», иные справочные правовые системы), размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет.
Однако следует учитывать, что размещение информации на официальных сайтах имеет ограниченный потенциал распространения, поскольку чаще всего сайты государственных органов посещает определенная категория лиц – профессиональные юристы или сами служащие соответствующих органов и организаций.
Правовая пропаганда обеспечивает воздействие правовой информации не только на рациональный, но также на психоэмоциональный компонент сознания человека. Она может проявляться в скрытом виде, реализуемом через различные средства манипулятивного воздействия.
Манипуляция чаще всего рассматривается в качестве негативного психологического приема, что является не верным. В процессе правовой пропаганды она преследует социально полезные цели. Е. А. Титова манипуляцию в процессе правовой пропаганды определяет как «осуществление комплекса взаимосвязанных между собой приемов психологического воздействия, направленных на скрытое побуждение других людей к совершению в общественных (государственных) интересах определенных правомерных действий, подчас не соответствующих их желаниям, одновременно сохраняя у них иллюзию независимости, самостоятельности принимаемых решений».
Существуют различные виды манипулятивного воздействия:
- манипулирование потребностями (использование желаний, влечений, интересов объекта воздействия);
- «духовное» манипулирование (формирование у человека определенных идеалов и ценностей);
- интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений, точек зрения);
- манипулирование чувствами (использование эмоций, страстей собеседника).
Хотя правовая пропаганда чаще всего не имеет адресный характер, индивидуальный подход при ее осуществлении необходим.
Эффективное использование форм и методов пропаганды зависит от учета различных факторов:
- специфики аудитории (возраст, профессиональный уровень и пр.);
- уровня развития правосознания, наличия определенных коллективных ценностей;
- отношения аудитории к транслируемой правовой информации;
- материально-технической оснащенности лица, осуществляющего пропаганду, степени его компетентности, владения риторическими навыками и психологическими приемами воздействия на аудиторию.
Необходимо отметить, что участие в правовой пропаганде является законодательно установленной обязанностью полиции (п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). При этом в соответствии с Наставлением по организации правовой работы участие в правовой пропаганде обязаны принимать все подразделения системы МВД России.
- Организационно-правовая работа
- Систематизированный учет правовых актов
- Мониторинг правоприменения
- Основные направления информационно-правовой деятельности
- Основные этапы судебно-исковой работы
- Понятие и задачи судебно-исковой работы
- Понятие и содержание договорно-правовой работы
- Контроль за соблюдением законодательства
- Оценка законности принятых ведомственных правовых актов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу