Основные принципы формирования правосознания подростков и молодежи

Как же тогда, при «загнивающем советском тоталитаризме», боролись с делинквентностью и экстремизмом несовершеннолетних и остальной молодёжи? Что предлагали советские авторы, какие апробировались методические разработки в области правового воспитания? Насколько критично относилась советская педагогическая и криминологическая наука к положению дел с правовым воспитанием подрастающего поколения?

Никто не может отрицать обшегуманистический запал и универсальную (теоретическую и практическую) значимость и апробированность многих положений советской теории воспитания, тем более что общий криминальный фон самых спокойных, самых «застойных» советских десятилетий свидетельствовал именно об этом. Советская теория воспитания и в самом деле во многом подтверждалась практикой её применения на деле.

Подростков держали в жёсткой узде, разумно наказывали, стараясь не сильно перегибать с этим очень опасным делом, давали простор самореализации и самоутверждения, хотя и в очень узко заданном общественном створе и довольно успешно боролись с проявляющимися девиациями и делинквентностью.

Интересно
Об экстремизме несовершеннолетних и молодёжи тогда даже и думать позабыли. В. Г. Баженов в своей книге «Воспитание педагогически запущенных подростков» (1986) довольно точно изложил основные положения советской теории воспитания в отношении всех подростков, но в том числе и педагогически запущенных. Он сформулировал основные положения советской методики предъявлений требований подростку: « …начинать не с серии запретов и ограничений, а с требований, к выполнению которых подросток подготовлен.

Со стороны школы это может быть жёсткое требование – не нарушать дисциплину учебного труда… Со стороны семьи – вовремя выходить в школу и возвращаться домой, аккуратно относиться к школьной форме, обуви, быть опрятно причёсанным, соблюдать гигиенические правила общежития и т. д.; усложнение требований соединять с активной выработкой навыков и привычек общественного поведения; осуществлять единые требования со стороны всех учителей, классного руководителя и родителей; стимулировать переход внешних требований коллектива в личные требования подростка к себе».

Если подросток трудный, то перед «предъявлением требований» его следует как бы протестировать на готовность их воспринять. Сюда входят «проверка на реакцию», «проверка на конфликт», «проверка на настойчивость». Наказание потому неэффективно, что оно фактически единственный педагогический приём, оно всюду и во всём. «Есть определённая психологическая закономерность: частота, повторяемость какого-либо явления обратно пропорциональна силе производимого им впечатления.

И наоборот, то, что происходит сравнительно редко, впечатляет, как правило, глубоко и надолго. … Целесообразно, чтобы провинившийся воспринимал наказание как общественное взыскание, исходящее не от одного человека, а от коллектива в целом. Поэтому взыскание чаще должно принимать форму решения органов пионерского, ученического самоуправления, а не личного замечания воспитателя. …Перевоспитание, как и воспитание, невозможно без поощрения».

И чем труднее подросток, тем адреснее, избирательнее должно быть поощрение. Интересно, что к правовому воспитанию подрастающего поколения в советское время привлекали – и с успехом – даже студенческие строительные отряды. По данным Б. Г. Ахмедова, серьёзные достижения в этой области были даже в таком проблемном регионе страны, как Северный Кавказ, конкретно – в Дагестане («Правовое воспитание – составная часть коммунистического воспитания молодёжи», 1973).

По сообщению Б. Г.Ахмедова, «заслуживает внимания опыт работы областного штаба студенческого строительного отряда по пропаганде и привитию правовых знаний несовершеннолетним, предупреждению преступности среди трудновоспитуемых. Подростки, состоящие на учёте в детской комнате милиции, привлекаются к участию в деятельности строительных отрядов».

Интересно
И там им уже было не до правонарушений. В. М.Обухов в работе «Роль социально-правового опыта подростков в процессе формирования дисциплинированности» (1988) рассуждая о том, что в воспитательной практике приоритет надо отдавать убеждению перед принуждением, тем не менее вскрывал «ленинскую диалектику» убеждения-принуждения, которая приобрела «исключительно важное значение» для нужд коммунистического строительства (которое тогда, в 1988 году, как известно, уже близилось к завершению).

И согласно этой «диалектике» как-то так получалось, что для всех проблемных ситуаций в воспитании подрастающего поколения, всё-таки хромающего на обе ноги, как раз таки подходит именно принуждение, оставляя убеждение далеко-далеко за кормой. «Отказ от принуждения в отношении лиц, ставящих, например, свои эгоистические интересы выше потребностей общества, означал бы несправедливость, капитуляцию добра перед злом. Неоправданное резкое сужение сферы принуждения в настоящее время может привести к формированию, особенно в житейской психологии, эффекта вседозволенности, что отрицательно сказывается на воспитании организованности, дисциплинированности».

В практике школы принуждение не должны быть слишком слабым, чтобы не дискредитировать его само по себе, но и не слишком сильным, что «также уничтожает воспитательное воздействие права… слишком частое применение принуждения приносит обратные от ожидаемых результаты». Значит, всё искусство состоит в поиске меры этого принуждения, дозы. Но об этом автор уже ничего не говорил, а настаивал на необходимости усвоения подростками правовых норм, что очень важно в условиях развития социалистической демократии.

В коллективном труде киевских учёных (Б. М. Бабий, Н. И. Козюбра, В. В. Оксамытный и др.) «Правовое воспитание и социальная активность населения» (1979) вопрос правового воспитания был поставлен очень основательно и с вполне прагматическим уклоном. Ими были довольно чётко расписаны формы, методы и система правового воспитания. В то же время ими признавалось и то, что в стране «длительное время правовое сознание молодёжи (впрочем, как и вся проблема правового сознания в целом) изучалось исключительно теоретическими методами.

Интересно
В результате односторонней ориентации юридической науки на теоретические аспекты правового сознания оказались неразработанными многие важные социологические аспекты этого явления». И если бы только социологические!.. «При всём обилии и разнообразии (теоретических. – З. Б.) форм правовой пропаганды и правового воспитания пока не найдены точные критерии их эффективности». Украинские ученые горько сетовали тогда, что до сих пор в СССР не изобретена «единая методика» измерения правосознания несовершеннолетних и молодёжи.

Ведь существовала единая (единственно правильная) теория воспитания, значит, должна была быть и единая методика правового воспитания. А её не было. Не оказалось её на постсоветском пространстве и спустя сорок лет, в том числе и в «незалежных» условиях. Впрочем, некие общие правила применения наказания для советских подростков всё же предлагались, в том числе и в работе Н. Ф. Яковлева «О требовательности родителей к подростку» (1980).

Значит, некие основания обще методики правового воспитания всё же были, раз существовали общие правила применения наказания несовершеннолетних. А были они вполне заслуживающим внимания и в нынешнее время:

  • Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру проступка;
  • прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения проступка;
  • не наказывайте детей в состоянии озлобления, гнева и раздражения, в этом состоянии чаще всего совершаются ошибки. Злость – это яд, отравляющий и того, кого наказывают, и того, кто наказывает;
  • будьте милосердны, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания. Отсрочьте его до более спокойной поры;
  • не злоупотребляйте родительской властью, не забывайте, что и вы были детьми, соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые наказания перестают действовать;
  • иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой проступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы будете приучать подростка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе;
  • право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто обладает более спокойным и уравновешенным характером».

Впрочем, о том, что такому «наказывальщику» потом достанется вся мера детского возмездия-благодарности и тогда как-то не очень задумывались. А ведь ещё до первой русской революции педагоги писали о том, что детей наказывать нужно всегда весьма и весьма в меру. Они также полагали, что крайне важно воспитывать в детях чувство искренней благодарности к родителям, без которого в детской душе обязательно поселится злость, мстительность, формализм, неискренность, фальшь, зависть, продажность, без этого чувства детской благодарности родители потом будут горько недоумевать: «А за что нам всё это? Мы же так старались!».

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)