Формы и методы правового воспитания в школе

Школа по праву считается не столько венцом воспитания, сколько средоточием его правильности, определённой упорядоченности, некоторой целенаправленности, своеобразным образцом адекватной социализации подрастающего поколения. В ней больше логики, предсказуемости, управляемости.

В школе, в отличие от семьи, переполненной эзотерическими страстями, чувствованиями и неопределёнными воздействиями, намного чаще действуют вполне определённые, формализованные законы и правила. Хотя тут тоже не всегда всё в полном порядке, но тем не менее здесь, в школе, об этом хотя
бы можно вести речь. Пытаться разобраться в том, что представляют из себя дети (как ученики), как развить у них мотивацию к учению, каковы у них способности, что делать с одарёнными или, например, с изгоями и т. п. Здесь хотя бы можно понять общие принципы и законы, которым подчиняется самое воспитательное педагогическое воздействие.

В. М. Коротов («Развитие гуманистических взглядов и убеждений», 1994) в числе некоторых авторов так формулирует «закон параллельного педагогического действия»: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного действия и поступка, которые помимо своего жизненного значения, не имели бы значения воспитательного».

Интересно
Главное – выработать навык, привычку учиться. «Наши философы забыли только одно: человек более чем на девяносто процентов состоит из его собственных привычек и убеждений, перешедших либо переходящих в привычку. …Часто мы говорим – учащиеся, забывая при этом, чтоучащиеся – это учащие себя. …Методы изучения и воспитания детей едины. В практике опытного педагога любое применение метода воспитания есть одновременно приём изучения воспитанника».

Как у Гегеля: логика вещей следует логике идей. А науки всегда следуют истине, логике вещей, а не бытия. И, наконец, образец того, как надо учиться должен показывать на себе и собою сам учитель, сам воспитатель. Только, учась сам, он показывает, как это надо делать. Более того, это ему самому выгоднее во всех отношениях. В. М. Коротов высказывается об этом так: «Все опытные учителя убеждаются, что при организации взаимообучения, оказании взаимной учебной помощи друг другу, пожалуй, наибольшую пользу от этого получает тот, кто учит. Такова диалектика: убеждая – убеждаюсь…».

Это на самом деле очень серьёзная проблема. Только учащийся, то есть показывающий свою способность к самопреобразованию, педагог способен обучать и воспитывать. Отсюда прежде всего вытекает компетентность педагога, его ключевое качество. Н. Ю. Клименко в исследовании «Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы (2003) пишет: «Социально-педагогическая компетентность включает совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности, максимально используя свои возможности, адаптируясь к запросам общества».

В компетентность педагога, по мнению Н. Ю. Клименко, входят «профессиональная подготовленность; эрудированность в области политики, экономики, социального развития, культуры; коммуникабельность; профессиональный такт и деликатность; эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам; толерантность, доброжелательность и внимание к людям; умения принимать решения и отвечать за их последствия; способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности и др.»

К специалистам, которым как никому другому требуется высокий уровень педагогической компетентности, Н. Ю. Клименко относит социального педагога и юриста, учителя и психолога, воспитателя и врача, специалистов, занимающихся решением проблем детей-инвалидов, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, наркомании и алкоголизма и др.

В этом и в самом деле огромнейший плюс школы: здесь можно работать с самим педагогом, с самим воспитателем, повышать их компетентность, профессиональную подготовленность. Отца и мать из семьи не отправишь на курсы переподготовки воспитателей. А вот квалификация школьных педагогов и воспитателей поддаётся целенаправленной коррекции, совершенствованию, управлению, классификации.

Интересно
Наконец, можно маневрировать кадрами опытных воспитателей, «ставя» на трудные в чём-то одном классы одних педагогов, а на остальные – других. К тому же существует и профессионально специализированные классы, которые сами по себе требуют только конкретно специализированные воспитательские кадры. Не говоря уже о специальных учебных заведениях или исправительно-трудовых учреждениях. Ясно, что тут нужны только профессиональные воспитатели не только высокой профессиональной пробы, но и весьма специфического направления.

Педагогическое мастерство, педагогическая техника и прочее, что поддаётся отработке и совершенствованию прежде всего в условиях школы и других учебных и воспитательных учреждений, – и в самом деле эффективно только тогда, когда развивается и совершенствуется. А это очень и очень непростой процесс! Л. С. Колесова в исследовании «Профилактика рискованного поведения подростков» (2005) сообщает, что «эксперты в лице венерологов и наркологов подчёркивают, что подавляющее большинство педагогов не только не владеют самой элементарной информацией по вопросам полового просвещения, но и психологически не готовы обсуждать с подростками «деликатную» проблему взаимоотношения полов».

При этом, как подчёркивает Л. С. Колесова, большинство педагогов в профилактике рискованног поведения подростков, как правило, основную роль и ответственность возлагают на семью. Ну а семья, как известно, кивает на педагогов. Так у семи нянек дитя без глаза и остаётся…

Мы уже упоминали, как классифицирует такие кадры Г. М. Коджаспирова: «У педагогов с высоким уровнем понимания и принятия воспитанников преобладают организующие воздействия, а у педагогов с низким уровнем понимания и принятия – оценивающие и дисциплинирующие».

А. Л. Жантован и Т. И. Игнатьева в работе «Сознательная дисциплина и педагогические целесообразные отношения учителей и учащихся» (1991) пишут вероятно о самом главном в искусстве воспитателя – искусстве владения словом, о речевой культуре, о вербальной технике педагога. «Часто и справедливо пишут о речевой культуре учителя, о выразительности, страстности, доказательности, весомости и точности его слова как о неотъемлемом профессиональном качестве.

О. В. Лабунская, Т. Д. Лейченков и Л. В. Янкина в работе, посвящённой как раз этой проблематике («Техника педагогического воздействия в воспитании дисциплины и культуры поведения», 1991), пишут так: «Педагогическая техника в формировании дисциплины и культуры поведения решает вспомогательные, но очень существенные задачи: помогает отшлифовывать, оттачивать, эмоционально обогащать методы и приёмы воспитательного воздействия и тем самым придавать им более действенную воспитательную силу.

Владея педагогической техникой, учитель обретает широкую возможность создавать в детском коллективе педагогические ситуации, позволяющие ставить учащихся в положение не только объекта, но и субъекта воспитания… Педагогическая техника даёт возможность педагогу вызывать у учащихся да и у себя самого определённые эмоции, волевое усилие, соответствующее настроение, управлять ими и тем самым быстрее добиваться убеждённости учащихся в правильности своей позиции и высоких воспитательных результатов».

Совершение подростками 11–13 лет значительного количества общественно опасных действий, часто групповых, делает необходимым включение в правовое образование на этой ступени содержательных компонентов, ориентированных на профилактику правонарушений. Опыт показывает, что в отличие от младших школьников нравственное осуждение противоправных и преступных действий не является для подростков убедительным.

Интересно
Нравственной позиции взрослых они противопоставляют представление о добре и зле, чести и бесчестии, существующее в малой группе, на мнение которой они ориентируются. Поэтому необходим «обходной путь» решения поставленной задачи, на что и ориентирован отбор содержания. Это дегероизация, развенчание, разоблачение конкретных носителей противоправной психологии и практики, возвышение в глазах учащихся в качестве образцов для подражания тех, кто охраняет правопорядок, жизнь, здоровье и покой граждан.

Поэтому в содержание правового образования для учащихся V–VII (VIII) классов включены вопросы охраны правопорядка, деятельности правоохранительных органов». Так что существовали и существуют и иные подходы к правовому воспитанию наших несовершеннолетних. Не «обходные пути» нужно искать в этом самом правовом воспитании, притом самые что ни на есть прямые, жёсткие и даже жестокие.

Например, на самом деле свозить пару раз в тюрьму, показать, к чему в итоге приводят, поначалу казалось бы, незначительные правонарушения. В принципе, понять такую позицию, конечно же, можно. И даже вероятно отчасти оправдать. Но лучше не стоит этого делать. Не нужно играть с огнём, да ещё сидя на пороховой бочке. Об этом предупреждает учебник криминологии (Г. А. Аванесов, 1984): «…на людей без твёрдой воли обстановка тюрьмы производит гнетущее, а отнюдь не исправляющее влияние… Тюрьма подталкивает пойти на преступление, в тюрьме хорошее преподавание».

Поэтому тут наверняка может получиться так, что подобная экстремальная экскурсия «в места не столь отдалённые» не столько испугает, сколько может послужить началом самого настоящего экстремистского переполоха в душе подростка, после которого ещё не известно, чем всё может кончиться.

Мы рассчитываем на ужас, на то, что испуганный подросток даст себе зарок никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушать закон, чтобы не попасть
сюда, а он может, наоборот, весело и бесшабашно (как именно и свойственно подросткам) решить, что везде люди живут, даже после страшных преступлений. Но тут правда заключается и в том, что практически каждого подростка необходимо буквально тащить через его неимоверно страшный возраст, через его взросление. Буквально каждого! И нужно любой ценой, но – вытащить.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что сейчас проблемами семьи занимается на должном, солидном уровне само государство, разработав не только необходимое правовое обоснование социального института семьи и отразив его в законодательстве, но и поставив на необходимый уровень научно-исследовательскую деятельность в области существования и развития семейных отношений.

Современные специалисты в области воспитания придают огромное значение созданию на государственном и общественном уровнях наиболее благоприятных условий для осуществления воспитательного процесса.

В настоящее время семья всё чаще рассматривается как целостный организм, который живёт и развивается, который сам по себе может болеть и умирать. Естественно, что здоровьем семьи какосновной ячейки общества занимаются и традиционно изучавшию семью научные и прикладные дисциплины

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)