Методология профилактики правонарушений

При анализе любых проблем, связанных с воспитанием нормальных членов общества, любой исследователь или воспитатель, просто родитель, задумавшийся над тем, что же такое вырастет из его чада, – всегда и непременно будет упираться в проблему дилеммы правового воспитания и правового образования.

Что всё-таки первично? А может такой дилеммы и не существует вовсе? Не случайно в сознании многих исследователей эти понятия и в самом деле сливаются и зачастую представляют собой одно и то же. Многие даже задаются вопросом, а правомерно ли даже в малом разделять правовое воспитание и правовое образование, коли они нередко и вправду настолько сливаются друг с другом. Всё же в целом большинство авторов склонялись и склоняются к тому, что правовое образование в принципе дополняет правовое воспитание, но в то же время и является его совершенно неотъемлемой частью.

И основной целью правового воспитания авторы, как правило, считают как раз повышение уровня правовой подготовки. То есть воспитание и есть образование. Так, М. В. Лукьяненко и В. В. Мамонов в своей книге «Правовое воспитание учащейся молодёжи» (1984) пишут: «Общее, что объединяет многочисленные формы и методы правовоспитательной работы, – это способность целенаправленно воздействовать на личность. Ближайшей целью правового воспитания является повышение уровня юридической осведомлённости (знаний) молодёжи».

Интересно
Правовыми знаниями всё и ограничивается у этих авторов. Эти знания «позволяют молодым людям правильнее определить своё отношение к окружающей действительности, предупредить возможные ошибки, помогают вернее оценивать ту или иную жизненную ситуацию, приводить к желаемым результатам для общества, государства и коллектива, а также самой личности.

Правовые знания оказываются хорошим советчиком в различных житейских ситуациях. …Человек, не знающий закона, даже движимый благородными мотивами, повседневно сталкиваясь с жизнью, не всегда может из возможных вариантов личного поведения выбрать тот, который в данной обстановке является наиболее правильным». Что значит «правильным»? А вот вторая цель, помимо правовых знаний, – «это формирование устойчивых убеждений у молодых людей, их мировоззрения в политико-правовой его части. Оно достигается целенаправленной работой всех субъектов правовоспитательного процесса, а также правильным оценочным отношением самого объекта воспитания».

Целый ряд авторов впрямую сводят правовое воспитание к правовому образованию (И. Е. Уколова, И. Л. Друбачевская, А. П. Вакуленко, С. И. Володина, А. М. Полиевктова, Н. Г. Суворова). В коллективной книге (методическом пособии для учителей) «Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников» (1999) они ясно выразили современный взгляд на проблему правового воспитания, без упора на «привитие правовых знаний», «правовой убеждённости», послушания и т. д.

«Для нас важно, чтобы ребёнок не только имел своё мнение, взгляд и оценку, но воспринимал чужие аргументы и был способен подчас признать ошибочность своих идей или существенно их изменить. В правовом образовании это особенно актуально, ибо вопросы права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но прежде всего воспитанного гибкого логического мышления. Правовое образование предусматривает воспитание уважения и к своей личности, и к другой, терпимости к иной личности вообще».

Интересно
То есть оно изначально закладывает в себя правовой, демократический принцип организации и отправления, как и всякое иное школьное или внешкольное образование подрастающего поколения. В. В. Панкратов в работе «Преступность несовершеннолетних – основные понятия и проблемы»
(1991), подтверждая это мнение, пишет: «…Получение школьного образования, обучение профессии должны быть организованы по принципу такого демократического вида транспорта, как трамвай: на любой остановке можно сесть, на любой сойти, пересесть на любой другой маршрут, но гарантированно приехать в конечный (желаемый) пункт».

Е. А. Певцова («Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ–ХХI веков», 2003) также прямо выводит правовое воспитание из правового образования. «…Правовое образование – это целостный процесс воспитания и обучения праву, в результате которого происходит осознание смысла и сущности права, что позволяет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков (он гарантирован стандартом знаний как общеобязательным документом), а также изменить личность (в основе правового воспитания лежит нравственное усовершенствование человека).

Правовое обучение и воспитание неразрывно связаны между собой. Они не могут существовать изолированно, но и не поглощаются друг другом. Правовое образование предполагает формирование правовой культуры личности, изменение её качественной характеристики. Правовоспитательная деятельность необходима не только для правовой социализации личности, её приобщения к правовой жизни, но и для того, чтобы люди смогли реализовать свои гражданские качества, проявить активность в процессе взаимодействия с другими субъектами общества.

Таким образом, характеристику правовой воспитанности нельзя сводить к соблюдению нормативно-правовых актов. Тем не менее, её важным компонентом является активное использование прав личности, а также осуществление действий по использованию обязанностей. Правовоспитательная деятельность опирается на иерархию жизненных ценностей.

С другой стороны, правовое воспитание рассматривалось и как один из видов общественной деятельности. В этом смысле оно включено в процесс организационной работы государственных органов, общественных организаций, которые обращают внимание на создание условий для формирования правовой культуры личности. Таким образом, воспитание рассматривается как социальная категория, обладающая определёнными свойствами.

В сфере правовой социализации выделяются: правовое воспитание и воздействие на человека правовой практики. При этом следует заметить, что правовая практика взаимосвязана с правовоспитательным процессом. В рамках последнего формируются знания о праве, отношение к ним, а также умения применять право. Всё это является важной составляющей правовой практики».

Интересно
Такой подход, помимо Е. А.Певцовой, безусловно, разделяют многие другие авторы, в частности Г. Н.Филонов («Деятельностная сущность воспитания», 2008) В представлении Г. Н. Филонова, как и Е. А. Певцовой и многих других, воспитание есть только деятельность, как некий континуум, совокупность действий и поступков, починённых определённой социальной, педагогической, нравственной цели. Воспитание вне деятельности не существует. Воспитание в статике не бывает, что вряд ли, конечно, соответствует действительности.

Известно множество примеров воспитательного воздействия мифов, сказок, биографий выдающихся людей, нравственных жизнеописаний и т. д. Тем не менее, «деятельностный» подход оправдан многолетней школьной практикой. Она давно определила, исходя именно из этой позиции, основные формы правовой воспитательной деятельности со школьниками.

В. А. Гришин и Т. Н. Гришина писали об этом в своей работе «Формирование политической культуры школьников средствами правового воспитания» (1993): «Важнейшей формой правового образования и воспитания является урок. Именно на уроках закладываются первоначальные правовые знания, формируется психологическое отношение к праву.

Говоря о формировании правовой компетентности учащихся, являющейся составным элементом политической культуры, необходимо отметить опыт учителей ряда школ по работе с понятиями на уроках по основам государства и права. Через отдельные общеобразовательные предметы (история,география, литература и др.) проходит ряд понятий и положений (государство, закон, собственность, суд, власть, органы управления и др.), существо которых наиболее полно раскрывается с правовых позиций. Помочь учащимся осмыслить и прочно усвоить эти стержневые понятия – значит значительно облегчить им процесс овладения учебным материалом, повысить их правовые знания.

Практика учителей школ показывает, что глубина правовых знаний и прочность их усвоения во многом зависят от творческого подхода учителя к выбору формы проведения урока. В последние годы в работе преподавателей всё больше закрепляются активные формы обучения: проблемно-диалоговый метод изложения нового материала, деловые игры, дискуссии, ролевые уроки, уроки программированного контроля, аналитическая беседа и другие».

Кроме того, успешны такие формы как конференция и правовой факультатив, лекции, кружки, клубы, вечера вопросов и ответов, диспуты, круглые столы. А также такие индивидуальные формы, как «работа над рефератами, подготовка докладов и сообщений, реферирование работ своих товарищей и др.», – пишут авторы.

По их мнению, полезны также «деловые встречи с работниками прокуратуры, адвокатуры, сотрудниками органов внутренних дел. Другая форма активного правового информирования – правовой турнир. …Правовой турнир проводится по одной актуальной теме, что требует от школьников более глубокого её изучения при подготовке к нему».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)