Гуманистические формы и методы формирования правосознания молодежи

Выступая на всероссийской научно-практической конференции, академик РАО, профессор МГЛУ Николай Николаевич Нечаев не просто солидаризировался с негативной оценкой школы с точки зрения правового образования и воспитания, но и сам ужасался сказанному. Вот характерные его высказывания: «Главный вопрос: кому нужны эти правовые курсы? Руководителям образования, методистам, учителям или самим школьникам? В одном из выступлений прозвучала фраза, которая меня резанула: «Мы задаём себе вопрос, что ему нужно?»

Вдумайтесь! Мы задаём себе, а не школьник задаёт нам вопрос: «Что вы нам даёте?». Мы себе задаём вопрос и сами на него отвечаем – это ему нужно. Мы уже знаем, что ему нужно? …Я не устаю рассказывать учителям об одном не очень известном эксперименте, о котором мне в своё время рассказал Даниил Борисович Эльконин, известный наш психолог детства: детей-первоклассников под благовидным предлогом не пустили первого сентябряв первый класс, и у многих из них на глазах появились слёзы; когда же через две недели этим детям сказали, что урок отменён, что было? Крик радости! Две недели этому маленькому человеку хватило для того, чтобы понять, где он оказался и во что он «вляпался»! Кто же виноват в том, что так быстро сменилось положительное отношение детей к школьному обучению? Это – мы, мы с вами!».

Возвращаясь к вопросу, заданному Н. Н. Нечаевым, нужны или нет «правовые курсы» для учащихся и само правовое образование и правовое воспитание, следует пояснить, какое место они занимают в системе воспитания вообще, действительно ли настолько основополагающее и целеполагающее.

Интересно
В этом отношении отечественная педагогика имеет вполне определённую точку зрения: да, являются, потому что составляют основную, ведущую часть вообще гражданского воспитания подрастающего поколения. А что может быть важнее его? А. В. Беляев в своей монографии «Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи» (1997) подчёркивает, что гражданское воспитание характеризуется
неизгладимым противоречием. Автор его называет «движущим», причём, скорее всего, в смысле движущимся из века в век, сколько движущим сам процесс воспитания гражданственности, в том числе и прежде всего методами правового воспитания.

Это «противоречие может быть рассмотрено в единстве трёх его сторон: социальной, социально-психологической и педагогической. В социальном аспекте данное противоречие выражается в объективно возникающих конфликтах в отношениях индивида с обществом и государством, что обусловливает необходимость регулирования этих отношений посредством целенаправленного гражданского воспитания.

В социально-психологическом аспекте противоречие это проявляется между потребностями индивида и реальными возможностями их удовлетворения, между стремлением индивида к обособлению, автоматизации и потребностью быть членом группы, занять положение в обществе, между темпами изменений в обществе, государстве и в сознании индивидов, что обусловливает необходимость координирования их посредством социализации и воспитания.

В педагогическом аспекте основное движущее противоречие выражается в расхождении потенциальных возможностей системы образования и воспитания и действительных результатов учебно-воспитательной деятельности, что обусловливает необходимость поиска путей, способов её оптимизации посредством развития теории и практики гражданского воспитания».

Этот взгляд очень широко распространён и ставит воспитание и образование (в том числе и правовое) подрастающего поколения вообще во главу приоритетных задач общества и государства. Это вообще трудно переоценить. Г. Н. Филонов в работе «Деятельностная сущность воспитания» (2008) пишет так: «…Категория воспитания определяет сегодня ценностное состояние, пути и средства решения национальных проблем экономики, образования, культуры, обеспечения качества жизни граждан.

Диагностика и мониторинг этих процессов могут реализовываться на основе координируемых государственными структурами и общественными гражданскими институтами национально значимых программ и проектов, инновационных образовательных и культурообразующих моделей.

Интересно
Если ставить вопрос о создании соответствующих современным реалиям комплексных проектов духовно-нравственного оздоровления социума и преодоления… криминогенного влияния на детей и молодёжь, то на федеральном и региональном уровнях должна вестись углублённая, аналитически взвешенная работа по определению в рамках общенациональной программы «Образование» комплексных, диалектически взаимосвязанных мер широкого гуманитарного профиля.

Они призваны занять приоритетное положение в государственной социальной политике и практической деятельности науки, образования и культуры. Смысловое ядро стратегии социального развития заключается в формировании гражданина свободной России, человека функционально и нравственно дееспособного в условиях демократического государства и гражданского общества, обладающего высокоразвитым чувством собственного достоинства, ответственного за судьбу Родины, готового к полноценной реализации своего потенциала в условиях здорового образа жизни».

Но как стоял всегда, сетует Г. Н. Филонов, так стоит и сейчас «закономерный вопрос: достигло ли российское общество по степени зрелости менталитета, базовых социальных институтов, образовательно-воспитательных систем, по качеству быта того уровня самодостаточности, когда становится реальностью скоординированный государственными и общественными структурами переход к поэтапной реализации на личностном уровне общенациональной программы воспитания подрастающих поколений творчески дееспособных, правопослушных и нравственно здоровых российских граждан (курсив мой. – З. Б.)».

Е. С. Королькова в работе «Правовое образование во внеурочной деятельности школы» (2002) выводит задачи современного правового воспитания подрастающего поколения исходя из международных документов, в частности «Декларации и комплексных рамках действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии», принятой в ноябре 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО: «Главной конечной целью воспитания в духе мира, прав человека и демократии является формирование у каждого человека понимания универсальных ценностей и моделей поведения, которые составляют основу культуры мира.

Воспитание должно развивать способность ценить свободу и прививать навыки решения возникающих в связи с этим задач. Это предполагает обучение граждан умению преодолевать трудные и неопределённые ситуации, формирование у них чувства личной ответственности, которое должно быть неразрывно связано с признанием ценности гражданской ответственности, совместных усилий, направленных на решение проблем и создание справедливого, мирного и демократического сообщества Воспитание должно развивать способность признавать и воспринимать ценности, которые существуют в силу различия между людьми, полами, народами и культурами, развивать способность к общению, отзывчивости и сотрудничеству с «другими»…

Воспитание должно развивать умение ненасильственного урегулирования конфликтов. Таким образом, необходимо, чтобы оно содействовало также развитию внутреннего спокойствия в умах учащихся, с тем, чтобы они могли вырабатывать в себе на более прочной основе такие качества, как терпимость, сострадание, отзывчивость и сопереживание.

Воспитание должно формировать у граждан способность делать осознанный выбор, исходя в своих решениях и действиях не только из анализа сегодняшних ситуаций, но и видения мира, соответствующего их предпочтениям».

Точно и чётко: не всякое требование, а всякое повышение требований – стать более самостоятельным, выполнять больше работы, работать лучше, стать лучше. Да! – обязательно! – с одобрения! – с признания достоинств и достижений, с похвалы хотя бы самой пустячной, с аванса. Дать «подъёмные».

Потом можно и высказывать недовольство, и требовать большего. Равно для детей и для взрослых! «Подъёмная» похвала может быть прямой и косвенной, ироничной, фантастической, какой угодно, важно лишь, чтобы она ПОДНЯЛА веру в себя, чтобы дело, состояние, поведение, требуемое от человека, окрасилось для него радостью, представилось привлекательным и достижимым. Вдохновить любым способом. Кроме шаблонов, годится все. Наконец, очень успешен такой метод: попросить совета как у равного или старшего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)