Объективные и субъективные корни правового нигилизма

При самом общем подходе необходимо разделить условия и причины возникновения экстремистского, чрезвычайного поведения людей, в том числе и несовершеннолетних, на субъективные и объективные. Коснёмся их. А для этого необходимо остановиться на концепции Э.Эриксона, в которой выделяются четыре основные линии развития у личности неадекватной идентичности – или четыре субъективных корня девиаций и экстремистского поведения.

В работе его последователя Р. Бернса«Я-концепция в юности» они отражены, пожалуй, достаточно точно. Стоит привести выдержки из этой работы, вскрывающие субъективные корни экстремизма несовершеннолетних и молодёжи. «Уход от близких взаимоотношений». Юноша может избегать слишком тесных межличностных контактов, боясь утратить в них собственную идентичность. Это нередко приводит к стереотипизации и формализации отношений или к самоизоляции.

Размывание времени. В этом случае юноша неспособен строить планы на будущее и вообще утрачивает ощущение времени. Считается, что такого рода проблемы связаны с боязнью изменений и взросления, обусловленной, с одной стороны, неверием в то, что время способно принести какие-либо перемены, а с другой – тревожным опасением, что перемены всё-таки могут произойти.

Интересно
Размывание способности к продуктивной работе. Здесь молодой человек сталкивается с невозможностью эффективно использовать свои внутренние ресурсы в какой-либо работе или в учёбе. Любая деятельность требует вовлечённости, от которой индивид стремится защититься. Эта защита выражается либо в том, что он не может найти в себе силы и сосредоточиться, либо в том, что он с головой уходит в какую-нибудь одну деятельность, пренебрегая всеми остальными.

Негативная идентичность. Нередко молодой человек стремится найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые. Потеря чувства идентичности часто выражается в презрительном или враждебном неприятии той роли, которая считается нормальной в семье или в ближайшем окружении подростка. Такая роль в целом или любые её аспекты – будь то женственность или мужественность, национальная или классовая принадлежность и т. д. – может стать тем фокусом, в котором сосредоточится всё презрение, на какое способен молодой человек».

Выделив четыре корня юношеской девиантности и юношеского экстремизма по Э. Эриксону, Р. Бернс раскрывает далее свой взгляд на эту проблему: «Мы вправе задаться вопросом, в каком контексте подросток испытывает наибольшее отчуждение или, что то же самое, наименьшее ощущение собственной подлинности? Результаты исследования позволяют ответить на этот вопрос однозначно: в школе или, если быть ещё более точным, на уроках. …В школе плохо учитываются реальные интересы и потребности молодёжи… подростков угнетает система оценки знаний, дающая лишь немногим возможность испытать чувство успеха».

Школа просто убивает в подростке самоощущение подлинности. Так считает Р. Бернс. И, пожалуй, верно. Так ведь полагают и многие отечественные авторы. Кроме того, как подчёркивает этот американский исследователь, роковую штуку играет с подростками и молодёжью субъективное ощущение свободы и независимости, которых они рано или поздно добиваются. «Полная независимость чревата тревожностью даже для взрослых. Указывая подростку возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего, ещё и демонстрирует ему, что кто-то о нём заботится.

Структура, задаваемая взрослым, не должна быть слишком жёсткой; необходимо так или иначе оставлять подростку возможность проявить свою компетентность». Но она должна быть, ибо полная свобода и независимость убивает неокрепшие души. Свобода без идеалов, без нравственного самостояния приносит только вред, приводит к катастрофе.В этом источник невежества, бездумности, бездуховности подрастающих поколений, основных причин метаний, развития девиаций и делинквентности.

Сущность экстремизма прекрасно изложена в известном высказывании селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы – взять их наша задача!». Мы не можем ждать милостей и от истины, и от общества – поэтому их следует взять, притом силой взять! И это зависит уже только от тебя! В том числе и истина. Ты свободен в своём праве подмять её под себя и сделать какой угодно. Вот этим кредо, пожалуй, наиболее полно исчерпывается субъективная, экзистенциальная природа экстремизма.

Интересно
А. В. Ростокинский в исследовании «О сущности радикализма и экстремизма с точки зрения христианской концепции свободы выбора» (2008) пишет о том, что радикальные, экстремистские действия всегда более заманчивы, чем альтернатива долгого кропотливого труда, в том числе и над собой, потому что только в случае экстремистского насилия над естественным ходом событий истина, как правило, «подменяется вопросом признания со стороны окружающих».

Далее А. В. Ростокинский пишет о том, что экстремизм, радикализм есть формы безусловного торжества бессознательного (именно поэтому так падки на него подростки), нравственной дезориентации. При этом все внешние условия жизни воспринимаются как неизбежное зло. Начинается «траектория падения в преисподнюю», бегство в небытие. «Формами обращения в небытие становятся радикальные идеологии и преступность, прежде всего, её специфический подкласс деяний экстремистской направленности».

Все радикалы, все экстремисты переустраивают общество, отрицая свободу выбора, навязывая свой способ как единственно необходимый. «Экстремисты действуют в соответствии с принципом: «Перестань думать о человеке и начни думать о нём, как о случайности – чистой доске, на которой можно написать Актуальную Мысль Дня». Это в большей мере роднит экстремизм не с радикальной философией, а с общеуголовной преступностью, с хулиганством.

Здесь, как и в случае радикального отрицания свободы выбора, имеет место отношение к другому лицу не как к цели, но как к средству». Родство экстремизма с хулиганством на самом деле не случайное и вполне можно говорить о нём как явлении, «имеющем место быть». Это всё проявления одного, радикального поведения. А. В. Ростокинский в другом своём исследовании «О сходной сущности и различиях квалификации хулиганства и экстремизма» (2007) указывает на то, что по мотиву вражды и ненависти хулиганство совпадает с экстремизмом (ч. 1. ст. 282.1. УК РФ).

Хулиганство есть крайняя форма субкультурного конфликта. Это столкновение субкультур в индивидуальных проявлениях. Это реакция «свой – чужой». Например, классические хулиганы – это фанаты, в том числе, футбольные. Хулиган, как и вандал, как подчёркивает А. В. Ростокинский, действует только против части общества в лице конкретных лиц. Поэтому хулиганство – есть преступление против общественной безопасности.

А вот экстремизм нарушает права одних лиц для устрашения всех остальных. Хулиганский мотив куда более многолик. В экстремизме же всегда присутствует преследование (травля) целых групп населения. Экстремисты, по выражению А. В. Ростокинского, действуют «через одного на многих». Они обязательно посягают на честь, достоинство, здоровье и жизнь «многих». Что совсем нехарактерно для хулиганства. В отличие от хулиганов, экстремисты действуют и против определённой нации или народности, религиозной или любой другой социальной общности или группы.

Интересно
Такое поведение СМИ, а ныне и Интернета приводит к неизбывной ситуации, когда зло воспринимается благожелательно очень большим числом членов общества. Происходит так называемый реверсивный сдвиг в индивидуальном и общественном сознании. Стереотипы экстремистского и преступного поведения в своём развитии подчиняются фактору чрезмерной драматизации зла. Эта закономерность была наиболее чётко показана и определена американским криминологом Ф. Танненбаумом. Он установил, что реверсивность является обратным процессом.

При этом процессе реакция общества не те или иные проявления зла и насилия не просто ослабевает, она становится парадоксальной – полярно противоположной адекватному, нормальному реагированию на них. При этом общество в любые кризисные, решающие моменты своего развития никогда не останавливается на простой корректировке, на однозначном исправлении тех устоев, ценностей и ориентиров, которые определяют вектор и градиент его развития.

Оно поступает вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения – оно безжалостно ниспровергает всё то, что сохраняет его и даёт шанс на выживание. Теперь находит повсеместное признание всё то, что раньше подвергалось категорическому и безусловному осуждению и порицанию. То, что раньше пользовалось всеобщим презрением, теперь становится наиболее респектабельным, признаком общественного преуспевания. Так мошенники и бандиты становятся значительными людьми в обществе.

Реверсия есть главный механизм оправдания зла в обществе и его возвеличивания Реверсия в определённом смысле служит механизму самозащиты, самооправдания, позволяющему проще приспособиться к новым реалиям жизни. Естественно, что такой механизм имманентно несёт в себе крайне разрушительный потенциал, потому что именно он как никакой другой формирует общественный заказ на те социальные институты, которые олицетворяют собой и воплощают в себе альтернативу традиционным, охранительным ценностям.

И прежде всего это среда организованной преступности, а также экстремистские и террористические организации. Именно они способствовали тому, чтобы в общество внедрилась выпестованная ими целостная и беспрецедентно мощная контркультура.
Именно они предложили обществу на безальтернативной основе, а затем и практически навязывают, радикально новые «ценности»: жестокость и грубое насилие, невероятную и наглую роскошь и совершенно безудержное разгульное поведение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)