Подходы и методы работы по предупреждению экстремистских мотивов у молодежи

Как бороться экстремистскими настороениями среди молодежи? Тут очевидны два подхода: предупреждать и наказывать. Кто-то больше ратует за предупреждение, кто-то – за наказание. Поэтому, условно говоря, можно выделить два лагеря: 1) отдающие предпочтение ужесточению наказаний, карательный лагерь; 2) ставящие во главе всего профилактику, предупреждение правонарушений. Безусловно, каждый лагерь возглавляется видными представителями отечественной науки и правоохранительных органов.

Но существуют и общие области указанной проблемы, которые, безусловно, объединяют оба лагеря. Это, прежде всего, подход к историографии проблем. Второе – конкретное осознание масштаба и причин надвигающейся экстремистской и террористической опасности для всего общества. Ну и, может быть, отчасти – общее определение сущности экстремизма и терроризма – это третье.

Поэтому мы сначала кратко рассмотрим указанные три темы, объединяющие эти два исследовательских и общественных лагеря, а затем подробно осветим позиции каждого лагеря в отдельности. В историографии проблемы отечественные исследователи, как правило, часто единодушны, но лишь в обозначении безусловной опасности этого явления целиком.

Интересно
Одни (В. В. Лунеев, С. Н. Фридинский и др.) считают, что проблема терроризма и экстремизма (в том числе несовершеннолетних) по-настоящему актуальна для нашей страны только последние 20 лет (во всём остальном взгляды В. В. Лунеева и С. Н. Фридинского резко расходятся по противоположным лагерям, своеобразными лидерами которых они и являются: того, который выступает за наказание и его ужесточение, и того, который больше за профилактику, предупреждение, за более всесторонний подход к экстремизму).

Другие (как, например, Марина Латышева) начинают отсчёт опасности (начало эпохи террора) от выстрела Веры Засулич в далёком 1878 году и массового притока молодых сначала в «Землю и волю», а затем и в откровенно террористическую организацию «Народная воля».

Третьи вообще полагают, что терроризм и экстремизм – явления, органически присущие человеческому обществу, они всегда были, есть и будут. А экстремизм – есть вообще явление, свойственное прежде всего подросткам и остальной молодёжи. И не просто свойственное, а являющееся их отличительным признаком.

Итак, мы видим разделяемое подавляющим большинством отечественных специалистов и общественностью конкретное осознание действительного масштаба и причин надвигающейся экстремистской и террористической опасности для всего общества. В. В. Нагаев (2009) отмечает: «Преступность несовершеннолетних сегодня стала носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Результаты криминологических исследований свидетельствуют о глубоких провалах в социальной политике и воспитательно-профилактической работе с несовершеннолетними.

Явления социальной деформации проникли во все сферы общественной жизни. Сложность их обусловливает недостаточную эффективность систем воспитательного воздействия на лиц, не приспособленных к общественной среде. В этой ситуации основное значение для теории и практики правоохранительной деятельности приобретают вопросы социальной профилактики», в том числе, правового воспитания.

Буквально бьют в набат в книге «Россия под властью плутократии. История чёрного десятилетия» (2003) В. А. Лисичкин и Л. А. Шелепина. По мнению этих авторов, в России «идёт целенаправленное уничтожение молодого поколения, поскольку именно для него характерно массовое вымирание» – от алкоголя, наркотиков, СПИДа и т. д. «Специалисты-криминологи утверждают, что Россия по-прежнему остаётся «страной чудес» для педофилов всего мира». «Сейчас в России около 700 тысяч детей-сирот.

Интересно
Это больше, чем в конце Великой Отечественной войны. Число беспризорных детей в стране, по разным данным, оценивается в 1–2 млн человек, а в летний период их число достигает 3,5–4 млн чел. Дети, не нужные своим родителям, пополняют армию безнадзорных «детей улиц», малолетних бродяг, попрошаек, проституток, правонарушителей и даже бандитов. … дети, выброшенные обществом на «помойку жизни», этому же обществу вольно или невольно отомстят». Авторы пишут о невиданной трагедии, переживаемой молодым поколением России.

«…Численность несовершеннолетних инвалидов на последние годы выросла более, чем в 10 раз! Все разговоры о правах человека, о правовом государстве воспринимаются на этом фоне как откровенное издевательство власть имущих. Многие подростки чувствуют себя париями на родной земле» Е. Б. Бреева пишет в своей неоднократно переизданной книге «Дезадаптация детей и национальная безопасность России» о том, что подростковая преступность за период 1990–2000 гг. выросла на 16,1 %. «Пик преступности подростков имел место в 1995 г., когда число подростков, совершивших преступления, достигло 208,1 тыс. чел., т. е. за 5 лет их число возросло более чем на 1/3.» «Наиболее быстрыми темпами росли тяжкие преступления (за 3 года рост составил 37,6 %)».

Рост групповой преступности среди подростков в отдельные годы составлял 14 %. «Самостоятельно подростки довольно редко идут на нарушение закона. Обычно они решаются лишь на уличные кражи и нападения, в компании старших или под руководством старшего они идут на разбой, квартирные грабежи, нередко с оружием. …Опасность подобных группировок в том, что отношение к моральным ценностям, которые господствуют в таких группах, имеют более сильное влияние, чем нормы морали, бытующие в целом в обществе».

«В стране сохраняется негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. …Преступность детей всё более «омолаживается». … Всё чаще милиция задерживает малолеток, не подлежащих судебному преследованию по возрасту».

«Такое поведение детей особенно опасно. И не только потому, что дети-преступники наиболее жестокие». А потому что вероломство, жестокость и обман становятся нормой жизни общества, что никак не совместимо ни с ним, ни с рыночными отношениями.

Терроризм, считает В. В. Лунеев, – это самый эффективный вид преступности. «Террористы при ограниченных силах и средствах достигают глобальных целей, которых неимоверно трудно добиться в традиционной войне. Возможность привлечения к ответственности – минимальна. Раскрываемость терроризма в нашей стране по отдельным видам не превышает 10–20 %, – тогда как 80–90 % террористических актов достигают цели. Таким образом, эффективность террористической деятельности в 6–8 раз выше антитеррористической»ю

В другой своей несколько более поздней работе «Криминальная глобализация» (2004) заведующий сектором уголовного права и криминологии Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор В. В. Лунеев подчёркивает, что у нас в стране, как нигде более в мире, велика пропасть между богатыми и бедными. В России «децильный коэффициент между 10 % богатых и 10 % бедных, по разным данным, колеблется от 30 до 100-кратной величины», что поистине беспрецедентно.

Это всё углубляющаяся пропасть, в которую сталкивают народ «безработица, нищета, социальная несправедливость и вопиющее социально-экономическое неравенство – наиболее сильные мотиваторы растущей преступности, экстремизма и терроризма», особенно среди молодёжи и несовершеннолетних (как видим, В. В. Лунеев нисколько не отделяет преступность от экстремизма и терроризма, ставя их на одну доску).

Взгляды В. В. Лунеева разделяются довольно значительным числом отечественных исследователей, которые, как и он, выражают серьёзную озабоченность и даже тревогу, по поводу современного состояния борьбы с преступностью, с различными разновидностями экстремизма и терроризма, в том числе и государственного.

В отличие от представителей «консервативно-охранительного» лагеря, они его не просто признают, но и полагают за одну из главных бед, стоявших и стоящих перед нашим обществом. Именно он и является одной из важнейших составных частей всеобъемлющего системного кризиса, охватившего нашу страну.

Ввиду очевиднейшего тупика, связанного с применением наказаний, сейчас повсюду стали наконец говорить о «кризисе наказания», «кризисе уголовной юстиции». Возникли аболиционистские движения «за замену «возмездной» юстиции (retributive justice) юстицией «восстанавливающей» (restorative justice)». Отсюда ещё более растущее понимание неэффективности репрессивной уголовной юстиции и неумение и незнание – как и какой иной применять социальный контроль.

Как пишет Н. М. Добрынин, в принципе, сейчас ни одна страна в мире не обладает научной организацией власти. Основные недостатки в той или мной степени присущи любой власти: неэффективность, бессистемность и нетранспарентность. Если государству не противостоит гражданское общество, это государство неизбежно скатывается, всё более ужесточая наказания. Оно может спасти себя, только став правовым. Но что же такое «правовое государство», о котором так много и так безуспешно сказано за последние десятилетия?

Почему мы никак его не построим? Всё ли дело в нас самих, в том, как мы воспитываем наших детей? Т. В. Кашанина, доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права МГЮА в своём докладе на Всероссийской научно-практической конференции в 2001 году «Правовое образование в школе: значение и перспективы» высказывалась по этому поводу так: «…Мы хотим построить правовое государство.

Пусть это наша программа на будущее. Но надо иметь в виду, что суть правового государства состоит в том, что это государство, в котором не только граждане, но и сама власть подчиняется праву. Практика показывает, что власть не склонна добровольно подчиняться праву; её нужно заставлять это делать, «давить» с этой целью на неё. Кто же будет давить на власть?

Интересно
Если граждане в правовом отношении необразованны, не знают даже своих прав, не знают, как их защитить, то как они будут требовать от власти соблюдения этих прав? Власть, разумеется, способна будет действовать самым неприкрытым образом в отношении населения. Мы будем стенать относительно того, какое у нас несправедливое государство, а сделать по-прежнему ничего не сможем.

Поэтому для того чтобы всерьёз строить правовое государство, нам нужно иметь соответствующих людей и прежде всего разъяснять им права и обязанности, способ действия (modus operandi) по их отправлению, а также способы защиты. Когда это делать? Понятно, что лучше эту работу начинать как можно раньше. В семье родители разъясняют элементарные вещи: что хорошо и что плохо.

В вузах до сегодняшнего момента курс права был обязательным, и студент получал необходимые знания. Но всегда праву больше обучала жизнь. Люди самообразовывались в этой области. Серьёзные и системные знания по праву человек так и не мог приобрести. Школа полностью выпадала и выпадает из этой цепочки, это своего рода яма в деле правового образования. Вот и подумаем теперь, как мы можем получить людей, которые нужны для строительства правового государства, если в этом плане они совершенно необучены?

Есть и второй глубинный пласт этой проблемы: правовой нигилизм. Это наша болезнь, болезнь хроническая, дореволюционная, болезнь в период советской власти, ею мы болеем и сейчас. И порой кажется, что с выздоровлением дело с места не двигается. Почему? Всё по той же причине: люди так и не усвоили правовые ценности».

Любое ужесточение наказания в отношении несовершеннолетних, любое уголовное преследование, а тем более заключение в исправительную колонию, по мнению В. А.Гнатенко (2007), дестабилизирует процесс перевоспитания несовершеннолетних. Здесь основным фактором неправомерной жестокости служит пенитенциарная преступность, которая буквально калечит несовершеннолетних.

Тюрьма «воспитывает» куда эффективнее любых государственных воспитательных учреждений, но в совершенно обратном направлении. И против её деструктивного воздействия бессильны любые приёмы, делает вывод В. А. Гнатенко. Даже самые строгие уголовные меры в отношении несовершеннолетних «не способствуют снижению роста пенитенциарной преступности среди несовершеннолетних».

Да и официальные «перевоспитатели» в мундирах, сотрудники исправительных учреждений, для работы с несовершеннолетними не имеют необходимых знаний и навыков. И «зачастую у них попросту отсутствует юридическое образование».А между тем, как полагает Джанет Вейллант, профессор Гарвардского ун-та, « …компетентность в применении права требует базовых навыков критического мышления, а также психосоциальных навыков… Также она требует базовых знаний о политических и правовых институтах их родного государства».

Но они, как ни странно, были очень даже хорошо знакомы советским педагогам, у которых учился весь мир. Говорили же тогда повсюду, да и сейчас повторяют, что советская система воспитания – лучшая в мире! Многие люди, особенно на бытовом уровне, и до сих пор уверенно полагают, что в советской школе и в советских правоохранительных органах, учреждениях юстиции и пенитенциарных учреждениях не просто знали секреты воспитания детей, несовершеннолетних и юношества, но и с успехом воплощали их в практике воспитания (и перевоспитания!) подрастающего поколения.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что обычно приводимые в литературе слагаемые экстремистского поведения «инкорпорируются» в некое высшее, универсальное понятие, категорию. Это терроризм. В него-то и включены все виды экстремистского поведения в самом выраженном их состоянии: девиантное, аддиктивное, делинквентное. Однако лишь одни они, конечно же, не сводятся к экстремизму и терроризму.

Кроме того, в силу некоторых психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту, несовершеннолетние становятся более доступными для вовлечения в совершение преступлений террористического характера. При этом любое ужесточение наказания в отношении несовершеннолетних, любое уголовное преследование, а тем более заключение в исправительную колонию, по мнению В. А. Гнатенко (2007), дестабилизирует процесс перевоспитания несовершеннолетних.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)