Семья как важнейший социальный институт по формированию правосознания и правовой культуры

Поскольку семья в историческом, филогенетическом аспекте несколько старше формальной школы, то именно ей, безусловно, следовало бы уделить первоначальное внимание, как, впрочем, это всегда делали многие выдающиеся педагоги и мыслители. Например, И. Г. Песталоцци воспитание в семье считал самым лучшим, самым естественным воспитанием детей.

Оно является настолько идеальным в принципе, что Песталоцци намеревался даже перенести воспитание детей из школьной комнаты в комнату матери. Конечно, это утопия, но за её реализацию в той или иной мере довольно часто брались многие, как и за обратные попытки свести роль семьи к минимуму и доверить обществу целиком воспитание детей.

Естественно, и те, и другие предприятия заканчивались крахом. А семья оставалась семьёй, самим собой оставалось и общественное воспитание (детский сад, школа). Одной из наиболее впечатляющих попыток в духе И. Г. Песталоцци явилось учение о свободном воспитании детей, которое развил один из последователей Л. Н. Толстого К. Н. Вентцель. Об этом пишет М. Е. Стеклов в своём исследовании: «Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание» (2003).

Интересно
В конце XIX – начале ХХ века в России стало развиваться учение о свободном воспитании детей, которое предполагало сделать семью настоящей школой. С 1907-го и по 1917-й годы в свет выходил общероссийский журнал «Свободное воспитание», в котором свободное воспитание связывалось с именем Л. Н. Толстого и его учением. Последователь Л. Н. Толстого, один из авторов журнала К. Н. Вентцель принялся на основе идей великого писателя и гуманиста развивать несколько иное педагогическое направление. Лев Толстой отнёсся к этому критически, сказав: «Из этого ничего не выйдет, а если и выйдет, то что-нибудь плохое».

При этом он сослался на опыт заграничных детских садов, где дети постоянно подвергались муштровке, всё делали по команде. По мнению писателя, воспитание не может быть доверено посторонним людям: оно есть «дело самих родителей и, главным образом, матерей». В то же время он приветствовал свободное обучение, считая, что «у всякого честно мыслящего родителя, естественно, возникает желание избавить ребёнка от тлетворного влияния нынешних школ и гимназий, которые только портят и развращают детей, и дать ему образование без всех этих глупостей в виде суеверий религиозных, чудес, поклонений иконам и т. п. или патриотизма, обожания царя и прочее».

Основная работа К. Н. Вентцеля – «Дом Свободного Ребёнка». О ней Л. Н. Толстой отозвался так (цит. по М. Е. Стеклову): «Свобода в обучении совершенно хороша, но ошибка – выводить детей из семейной среды. Лучше семьи для ребёнка ничего нельзя придумать. Чем полнее свобода ребёнка – тем лучше. Воздействовать на ребёнка не страхом. Кроме страха, есть любовь к родителям (во имя которой можно требовать от него хороших поступков)»

Однако Лев Толстой был не совсем прав, считает М. Е. Стеклов. «Дело в том, что «Дом Свободного Ребёнка» строился по типу семейной школы. Родители не только принимали участие в его организации, но и ежедневно работали в нём, помогая педагогам в становлении новой свободной системы воспитания».

К. Н. Вентцель критиковал первоначальную формулу Льва Толстого, приведшего егок отрицанию школ: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Поэтому школу (образование) необходимо слить с семьёй (воспитанием).

Впоследствии Лев Толстой несколько видоизменил свои взгляды и сделал новые выводы (цит. по М. Е. Стеклову): «1. Образование и воспитание суть два различных понятия; 2. Образование свободно и потому законно и справедливо, воспитание же насильственно (курсив мой. – З. Б.) и потому незаконно и несправедливо, не может быть оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики».

В противовес этому создатель «Дома Свободного Ребёнка» К. Н. Вентцель считал, что: «Задача воспитателя не только в том, чтобы быть транслятором знаний, его прямая обязанность состоит прежде всего в мобилизации внутренней активности детей, то есть в создании благоприятных условий для сознательного выбора такой области научного знания, которая соответствует индивидуальности учащихся и возможностям творческого самосовершенствования. …К. Н. Вентцель выступал против тезиса о том, что педагог должен внушать детям истинно нравственные убеждения, основанные на религиозных христианских началах».

Он должен САМ доходить до них (это всё та же, старая платоновская идея врождённости знаний или уже имеющегося смысла, который надо только вскрыть, а не создавать (В.Франкл)). Основа воспитания, по К. Н. Вентцелю, не религия, а «свободное развитие ребёнка с опорой на его природу, правильно понимаемые его интересы».

Интересно
Добро нельзя внушать и навязывать. Оно, мол, должно само вырастать изнутри ребёнка. А раз само вырастать – значит, он изначально должен был с этим добром родиться. Об этом тогда писали очень многие специалисты и представители общественности. Так, Я. Папер призывал «к познанию детской индивидуальности, склонностей, проявлений воли и не спешить использовать воспитательные меры», пусть развиваются сами.

Здесь, как нигде более» применим римский принцип: «Торопись медленно» (Eestina Lente). М. Виноградова была согласна с этим, полагая, что ребёнок, чтобы выработать для жизни характер, должен жить сам по себе, неспешно снимая плоды своего развития по мере их созревания, что «ему необходимо жить сердцем и действовать, применяя волю. Этому часто препятствуют своим вмешательством старшие»

Сторонники общественного воспитания детей в России начала ХХ века также были не менее убедительны. Журнал «Воспитание и обучение» публиковал статьи, в которых показывалась «отрицательная сторона семейно-педагогической практики во всей её непривлекательности. Единственно полезное, что можно извлечь из подобных фактов, – указание, как не следует воспитывать детей», то есть по возможности не в семье.

М. Безобразова в своих статьях писала о пагубности влияния многих семейных дел на развитие детей. Родители, забывая о своей ответственности перед обществом как воспитателей, затевают свары и раздоры между собой, которые самым губительным образом влияют на детей. Только общественное воспитание способно достичь объединения личных интересов с общественными, «создать гармонию между обязанностями по отношению к себе и к другим людям».

Только общество позволяет достигать подлинной свободы в воспитании детей, восклицал В. Рахманов и уточнял, в чём именно эта свобода состоит: уж, конечно же, не в потакании, не в позволении детям развиваться «как бог на душу положит», без руководства, «без руля и ветрил». «Свобода воспитания заключается в умении руководить поступками детей, не разрушая личность, способствуя укреплению её, а вовсе не во вседозволенности».

С ним солидаризировался А. М. Обухов, говоря о том, что ребёнок не рождается совершенной личностью, которую воспитание только портит, но, наоборот, без общественного воспитания, на одних только семейных рельсах он далеко не уедет и может иметь пугающий разрыв с действительностью, теряя прежде всегда зачатки необходимой дисциплинированности.

Он утверждал, что семья не может так же как школа воспитывать чувство ответственного отношения к делу, наконец, необходимую дисциплину. Эту точку зрения полностью разделял Н. Каринцев, говоря в своей работе «О дисциплине» «о необходимости создать стройную дисциплинарную систему, которая поможет детям придерживаться определённого порядка, систематичности и любви к труду».

В наше время столь радикальное противопоставление семьи и школы, даже сама постановка дилеммы: «семья или школа» – уже не столько определённый анахронизм, сколько в некотором смысле выглядит уже довольно тривиальной темой, к тому же и некорректно поставленной. Справедливости ради следует ещё раз подтвердить, что и во времена Вентцеля и Льва Толстого были специалисты, которые не только не противопоставляли семью и школы, но напротив, ратовали за их сближение, за создание неких школьно-семейных «гибридов», но не по образцу Вентцеля.

Интересно
Главное, как считалось, привлечь в семейное воспитание лучшее из школьной практики, а в школу или детский сад привнести лучшее из семьи. Так, на следующий год после смерти Л. Н. Толстого, журнал «Воспитание и обучение» писал о необходимости создания «так называемых «материнских школ» – детских садов для детей, оставшихся без внимания матерей и предоставленных самих себе», основанных и действующих по семейному принципу.

Ещё через год Н. Каринцев в статье «Воспитание и родители» писал о том, что родителям надо идти на выучку к школьным учителям, учиться, как правильно воспитывать детей. Автор говорил «о необходимости родителям учиться воспитывать своих детей. Отсутствие специальных навыков воспитания приводит к непоправимым ошибкам. Наша небрежность отзывается на счастье, благополучии, а может быть и жизни детей».

А ещё раньше (1861) в журнале «Воспитание» Д. Модзалевский писал о необходимости внедрения в семейное воспитание главного атрибута школы –
педагогического совета. И он приводил много доводов в «доказательство того, насколько успешнее пошло бы дело домашнего воспитания при существовании в семействах своих педагогических советов. В них должны принимать живейшее участие родители».

Безусловно, во все времена неверно делать категорический выбор между школой и семьёй, между хотя и перекасающимися, но всё же столь различными явлениями или социальными институтами. И у каждого социального института свои преимущества и недостатки. Причём недостатки, как правило, легко мигрируют в обоих направлениях, а вот достоинства практически невозможно привить на другую почву.

Сейчас проблемами семьи, притом, на должном солидном уровне, занимается само государство, не только разработав необходимое правовое обоснование социального института семьи и отразив его в законодательстве, но и поставив на необходимый уровень научно-исследовательскую деятельность в области существования и развития семейных отношений.

Не одни профильные специалисты различных ведомств и учреждений занимаются исследованиями в этом направлении, к этому привлечены учёные конкретного, специализированного института. С. В. Дармодехин в работе «Государственный НИИ семьи и воспитания: потенциал и динамика развития» (2003) сообщает, что этот специализированный научно-исследовательский институт был создан в 1998 году Российской академией образования и Министерством труда и социального развития.

Задача государственного НИИ семьи воспитания «интегрировать результаты приоритетных научных исследований по проблемам государственного и общественного воспитания детей и молодёжи, укрепления нравственных устоев современной семьи как социальной ценности, а также обеспечивать выработку практических рекомендаций для властных структур, неправительственных организаций, педагогических коллективов, социальных служб с учётом накопленного федерального и регионального опыта их решения».

Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания ориентирован на развитие следующих «важнейших направлений науки и образовательно-воспитательного процесса»:

  • «развитие законодательной базы, отражающей качественно новое состояние и статусные функции социального института воспитания;
  • формирование общегосударственной системы экспертизы и прогнозирования развития воспитания;
  • создание автоматизированного банка информации о воспитании детей;
  • разработка концепции интеграции усилий школы, семьи, детских организаций, работодателей, других социальных партнёров в данной сфере;
  • формирование проектов государственного заказа на научную разработку проблем воспитания и развития личности детей;
  • развитие системы подготовки педагогических кадров соответствующего профиля, повышение психолого-педагогической культуры родителей».

Таким образом, ряд авторов рисуют практически идеальный портрет домашнего воспитания у малых народов и крайне негативный – у великороссов. В центральной России – сплошь «Иваны не помнящие родства», утерявшие национальные традиции и обычаи, и такими же воспитывают своих детей. А среди тех в свою очередь зашкаливает преступность до немыслимых прежде пределов…

Такой антиномический приём вряд ли приемлем для серьёзного сопоставительного анализа, но в качестве анализа процессов воспитания на конкретной национальной почвы малых народов, вероятно, всё-таки вполне может быть применим. И здесь указанные авторы приводят во многом любопытные и вероятно полезные наблюдения и рассуждения.

Однако картина резко меняется, как только эти самые подростки и юноши, представители малых народов, попадают за пределы тяготения своей национальной среды, в любую мультикультурную обстановку. В высшей степени достойные, уважающие законы и нравы, подростки, юноши и девушки, смертельно боящиеся опозорить свой род и свою семью, почитающие старейшин, родителей и домашний очаг попадают, например, в центральную Россию (или, скажем, в Германию).

Интересно
Вот тут-то и происходит нечто ужасное, до которого «девиантным» русским подросткам и юношам никогда бы даже не додуматься: здесь уже нет никакого уважения не то что к другим культурам, чужим обычаям и нравам, но и наблюдается полный отказ от соблюдения своих собственных нравственных устоев (почитание старших, женщин, «ответственность за свои дела перед многими поколениями своей семьи и целого рода» и т. д.) – и это вовсе не редкость у гордых юных представителей своих малых народов.

Основный делинквентный вал преступности, в том числе и подростково-молодёжной – исходит именно от иммигрантов (мы уже касались этой темы, приводя данные из исследования Е. А. Бауэр «Проблемы детей и подростков из иммигрантских семей в Германии», 20083).

Конечно, можно в оправдание этого сказать (и многие представители национальных культур именно так и говорят), что подобным образом ведут себя далеко не все юные иммигранты, что стремятся уехать как раз уже состоявшиеся девианты и делинквенты, которые у себя на родине просто тяготились властью своего рода и потому всеми силами старавшиеся вырваться из-под его опеки.

А вырвавшись, как раз и показывают своё истинные лицо. И в завершение темы влияния на семейное воспитание культурного и этнического фактора скажем ещё, что семейное воспитание является тем основным институтом, из которого вырастает столь нетерпимое явление, как межнациональная ненависть и вражда. Этому ведь не учат ни в одной школе мира. Это – только от семьи, от отцов, дедов, прадедов и прапрадедов в особенности.

Конечно, смотря какой семьи, какого именно уровня культурного развития. Об этом хорошо как-то сказал великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг фон Гёте: «…Странная получается штука с национальной ненавистью. Она всего сильнее, всего яростнее на низших ступенях культуры».

Мальчики и девочки (импритинг) именно с семьи обучаются своим типам агрессии – и несут их уже всю свою жизнь, каждый по своей гендерной эстафете, своим крестным путём. При этом мужчины юные и уже возмужавшие проявляют агрессию – как средство достижения цели и поэтому она у них прямая и недвусмысленная. А женщины выказывают агрессию, как средство выражения чувства – гнева, скорби и снятия стресса. И агрессия у женщин (девочек, девушек), как правило, косвенная, она наносит ущерб противнику окольными, замысловатыми, коварными путями. Но всегда это путь страданий, крестный путь (Via dolorosa – лат.).

Если сцены насилия над матерью наблюдает даже младенец, у него наверняка появится склонность к наркомании, пьянству и безудержная агрессивность во взрослом состоянии. 74 % молодёжи, в том числе несовершеннолетние, «совершили преступления именно в семейно-бытовой сфере» и роль примера родителей здесь ключевая, основополагающая. Очень опасна, жесточайше подавляет ребёнка уже отмеченная мною депривация матери – её нежелание заботиться о нём. Отсюда ощущение отторгнутости, заброшенности, озлобленности, которые только и ждут повода выплеснуться наружу.

Родители должны крепко блюсти себя, принимая на себя воспитание детей, понимая, какую высочайшую ответственность они берут. Легкомысленным и распущенным людям нельзя приближаться к детям на пушечный выстрел. Бенджамин Спок писал, что «дети легкомысленных и безответственных родителей находятся в очень тяжёлом положении. Этих детей чаще всего ругают и никогда не хвалят. Поэтому им становится безразлично, когда их осуждают за плохое поведение. Наказание вызывает у них не раскаяние, а озлобленность. Такой ребёнок не знает, что значит быть любимым, поэтому и не пытается вызвать к себе это чувство других людей».


Более того, отец с матерью должны любить друг друга. Если они не любят даже друг друга, то что же можно ждать от детей? Г. Г.Воробьёв в своей книге для учителя «Школа будущего начинается сегодня» (1991) излагал следующие данные: «…если в семье у родителей хорошие отношения и есть любовь – это даёт не менее 95 % вероятности нормального поведения детей. Если даже семья и стабильна, но отношения между родителями плохие и нет любви – эта «гарантия» снижается до 75 %, а вот в нестабильных семьях – процент благополучных детей и подростков не превышает 10».

Об этом писали специалисты, педагоги и воспитатели ещё в XIX веке. Известно «Письмо отцам» о достойном воспитании детей, опубликованное в журнале «Воспитание и обучение» в 1898 году. (Смысл его таков: если папа любит маму, дети никогда не пойдут в революционеры и не будут взрывать царя). Автор, скрывшийся за инициалами Л. К., писал (или писала) на эту тему: «Мать в роли счастливой жены является идеальной воспитательницей своих детей.

Обращение к отцам семейства побольше думать о жёнах, принимать в них живое участие, заглядывать почаще им в душу. В этом случае и дети вырастут не нравственно искалеченными уродами, а людьми добропорядочными, с цельным миросозерцанием, твёрдым характером», уважением к закону.

Чуть позже в том же журнале об этом же писал А. Левоневский («Влияние отношений между родителями на образование характера ребёнка», 1912): «Для правильного развития ребёнку необходима спокойная любовная атмосфера. Он никогда не должен видеть проявлений злобы или ненависти, чтобы не заразиться». Потому что от злобы прививок нет и не бывает.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)