Организация и проведение проблемного совещания

Проблемное совещание является интенсивной формой коллективной деятельности. Групповое интервью — лишь подготовительная часть такого совещания, при проведении которого методолог выполняет функции координации и активизации деятельности участников. Он не должен навязывать участникам свои идеи, точку зрения и т.д.

Обсуждение должно быть конкретным, корректным и деловым. Оставаясь, в основном, на заднем плане, консультант при необходимости должен деликатно, но решительно вмешиваться в процесс обсуждения. В начале проблемного совещания методолог излагает задачу: подготовка сообщения (тезисов), в котором необходимо изложить преимущества заданной модели индивидуального стиля руководства и подтвердить эти преимущества соответствующими фактами и аргументами.

Для начала целесообразно выяснить, что по этому поводу думает каждый из участников группы, причем выслушать нужно любое мнение без всякой критики или одобрения.

Методолог —лидер группы:

  • поясняет сказанное участниками и фиксирует резюме на бумаге;
  • подчеркивает различие между высказанными мнениями;
  • предлагает группе обсудить эти различия;
  • просит изложить факты, на которых основывается мнение, и помогает группе увидеть разницу между фактами и суждениями;
  • время от времени резюмирует и фиксирует содержание обсуждения вопроса;
  • собирает данные, необходимые для формулирования различных гипотез;
  • помогает группе выбрать одну из гипотез, наиболее доказательные и яркие факты и аргументы;
  • вместе с группой формулирует тезисы сообщения;
  • оказывает доверие группе, вселяет в участников уверенность в важности высказываемых ими мнений, ибо исходя из них они решают, как готовить сообщение, как его представлять, как действовать.

В случае отклонения от темы и задачи методолог спрашивает, к какому тезису сообщения относится высказанная только что мысль: «Что это дает нашему обсуждению?» Или: «Ваши замечания отно-сятся к обсуждаемому тезису?» Если дискуссия топчется на месте, методолог может задать воп-рос: «Отличается ли эта мысль от той, которая была высказана толь-ко что? Мы с этого начали!»

Переход от одного аспекта проблемы к другому может происходить, по меньшей мере, в двух формах:

  • после длительной паузы может последовать большой прогресс.

Если молчание продолжается, ведущий может спросить: «Можно ли счи тать, что с этим тезисом покончено? Является ли наш материал удов летворительным? Можно переходить к следующему тезису?»; • переход становится неизбежным, если группа начинает обсуждать один из последующих тезисов.

Обсуждение этого тезиса может оказаться важным в данный момент. В этом случае лидеру ничего не остается другого, как подвести итог высказанным мыслям и объявить о переходе к следующей позиции. Но перед этим нужно спросить, нельзя ли что-нибудь добавить по предыдущему пункту.

Если нет, тогда либо начинается обсуждение следующего пункта, либо методолог обращает внимание группы на содержание и порядок материала сообщения для того, чтобы решить вместе с группой, есть ли необходимость внести в материал те или иные изменения.

Хорошим признаком является участие в обсуждении всех чле-нов группы. Нежелательно, чтобы обсуждение ограничивалось двумя или тремя лицами. Более того, очень важно, чтобы каждый участник, исполнитель той или иной роли, выполнял функции этой роли, то есть генерировал идеи, критиковал, делал справки, подыскивал примеры, подвергал сомнению высказывания других. За этим тоже необходимо следить методологу.

Таким образом, предварительно опросив методом интервью всех членов группы по поводу обсуждаемой модели, методолог с помощью проблемного совещания использует потенциал всех участников, уверенно направляя их в заданное русло, фиксируя все наработанные материалы; далее он готовит сообщение от группы и все вместе решают, кто из команды выступит в роли докладчика, за-тем распределяется второй комплект ролей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)