Причины, затрудняющие адекватное понимание информации взрослыми

К ним относятся, на наш взгляд, следующие:

а) сложившиеся у взрослых людей стереотипы, что свидетельствует о необходимости обучения, например, коммуникативным проблемам, в рамках вузовского обучения, а не последипломного;

б) навык, свойственный многим взрослым, в том числе руководителям, «захватывать» коммуникативное пространство, доминировать в группе, соперничая друг с другом, навязывая другим не эффективные интеллектуальные действия;

в) отсутствие навыков рефлексивного слушания информации, идущей от преподавателя и от других участников (слушание с об ратной связью);

г) сохранившаяся, в одних случаях, «боязнь» задавать вопросы, в других – неумение их формулировать;

д) «дурная» привычка делать на играх «не ту работу», которую поручают; * е) слабо развитые ценности корпоративной культуры;

ж) неразвитая культура коллективного взаимодействия;

з) боязнь «общественного мнения» по типу: «Что скажет княгиня Марья Алексеевна…?»;

и) не всегда достаточный для целей игрового обучения уровень развития интеллекта некоторых руководителей и специалистов. агротехнический опыт автора свидетельствует, что только после многократного проигрывания идентичных по технологии и смыслу игр порой удается добиться образовательной результативности на уровне применения заданной V информации в нетиповых ситуациях.

j Как показывает анализ интерактивных игр, проблема адекватности понимания поступающей от кого-либо (преподаватель, коллега, участник игры) информации актуальна на протяжении всего процесса обучения по реализации программы курса.

Участники игр начинают достигать взаимопонимания, лишь тренируясь от занятия к занятию, по несколько часов в день, устанавливая обратную связь, то есть формулируя и задавая вопросы на уточнение («Уточните, пожалуйста»), на развитие («Разъясните», «Сообщите более подробно»), на понимание («Правильно ли я понял: …Вас? Ваши чувства?… Вашу мысль?…Задание?), осуществляя постоянную рефлексию после каждой проведенной игры, тренинга или упражнения.

Наш опыт показывает, что уже на деловых играх, которые, как правило, проводятся лишь на третий день обучения, то есть после тренинговых и имитационных интерактивных технологий, обучаемые руководители и специалисты начинают пользоваться вопросами, нормами и правилами взаимодействия с партнерами достаточно результативно.

Особенно это заметно в тех случаях, когда коммуникативный процесс жестко регламентируется правилами, за нарушение которых следуют санкции, что влияет на соревновательную активность и успех команды, и только к третьему дню обучения с полным погружением в учебный процесс (по 8-10 час. в день) начинают вырабатываться ценностные корпоративные ориентации: на результат (командный) и на коллектив (игровую группу).

Включенное наблюдение, рефлексивный анализ и беседы с обучаемыми свидетельствуют, что в ходе интерактивного общения ими не только переосмысливаются ценностные ориентации, но и по-новому воспринимаются межличностные отношения, а деловое общение приобретает иной, не только профессиональный, но и нравственный смысл.

Большой интерес для обучения и организационного развития персонала представляет также выявление степени стимулирования интерактивными технологиями творческой деятельности и познавательной мотивации. Как известно, существует множество подходов к определению умственных, мыслительных, интеллектуальных и творческих способностей обучаемых.

Критерии умственного развития для одних исследователей – видение проблем, для других – гибкость мышления, для третьих — степень оригинальности, критичность мышления и т. д. Нам представляется, что с помощью интерактивных технологий руководителей и специалистов, можно научить творческому видению и решению проблем.

Вот перечень творческих процедур, которые следует осваивать обучаемым на интерактивных играх:

• самостоятельный перенос (ближний и дальний) ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

• видение проблемы в знакомой ситуации;

• видение новой функции объекта;

• определение структуры объекта, ситуации;

• видение альтернативы решения или его способа;

• комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой проблеме.

Совершенно очевидно, что именно интерактивные игры, более чем какие бы то ни было другие обучающие технологии, реализуются при полной мобилизации творческого и интеллектуального потенциала обучаемых. Кроме того, перечисленные выше характеристики творческого процесса являются профилирующей целевой составляющей при разработке любой интерактивной игры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)