Преподаватель-психолог

Для проведения интерактивных игр преподавателю нужно иметь ценностные установки, связанные с «человеческим фактором» в меж-личностном и деловом общении. Проявляя человечность и внимание к слушателям, демонстрируя теплоту и искренность в отношениях, преподаватель создает наилучшие условия для освоения новых навыков, особенно связанных с коммуникативной компетентностью.

Говорят, что сердечному человеку легче поладить с людьми, чем человеку «холодному», индифферентному (лат. indifferens – безразличный, равнодушный). Когда речь идет об интерактивном взаимодействии, понятие «теплоты в отношениях» включает в себя следующие составляющие:

  • равноправие партнеров по коммуникации;
  • отсутствие обвинений;
  • отсутствие «оборонительных позиций»;
  • доверительность и близость;
  • искренность.

Теплота в отношениях преподаватель – обучаемый – это и стиль, и особенности мышления, и профессиональный навык. Проводя интерактивные занятия, преподаватель обязан проявлять внимание А1А и теплоту по отношению к каждому слушателю. Это демонстрируется через чувство меры, которое ему свойственно, через педагогический такт и эмоциональную сдержанность, а также через способность постоянно контролировать свое поведение и свои отношения с другими людьми.

Понимание других людей связано со способностью к сопереживанию, с эмпатией, которая обозначает способность «вчувствоваться» в другого человека, входить в мир восприятия другого человека, способность к выражению видения мира глазами другого человека и умение разбираться в его чувствах.

Особенно это демонстрируется во время слушания собеседника, в проявлении интереса к нему, в оказании всем нуждающимся своевременной психологической поддержки. Кроме того, преподаватель, безусловно, должен иметь позитивное отношение ко всем обучаемым. Именно в этой характеристике проявляется система ценностей каждого человека и его индивидуальные особенности.

Проявлять по отношению даже к «шершавым» людям толерантность и искренность — это очень сложный сценарий поведения, который требует не только развития самосознания, но и самокоррекции на основе диагностики собственных проблем.

Особенно психологический потенциал преподавателя должен проявляться при выполнении заданий экспериенциального характера (то есть ролевых игр, тренингов и упражнений перед аудиторией), упражнений, выполняемых парами, игрового проектирования и т.д.

Взрослые обучаемые часто в подобных ситуациях испытывают дискомфорт, а порой приходят и в крайнее замешательство. Поэтому оказание психологической поддержки, уважительное отношение к чужому опыту, доброжелательная оценка действий и решений, принимаемых слушателями, – все это позволит сохранять у них мотивацию к обучению и организационному развитию.

Таким образом, быть преподавателем-игротехником — это значит уметь выступать во всех амплуа одновременно, грамотно и профессионально. Конечно, в реальной практике можно выполнять эти функции нескольким организаторам. Такой опыт распространен в организационно-деятельностных и инновационных играх.

Найти такого универсального преподавателя в системе повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов бывает достаточно сложно, так как у большинства из них развиты лишь отдельные из названных характеристик, но все же стремиться к развитию обозначенного потенциала необходимо, ибо от это-го зависит успех и мастерство в проведении интерактивного обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)