Организация и проведение имитационных игр

Среди принципов организации и проведения имитационных игр выделяют следующие: полное погружение участников игры в проблематику моделируемой системы или ситуации; постепенность вхождения участников в игровой материал, равномерная игровая нагрузка на участников игры, соревновательность игровых групп, правдоподобие моделируемой ситуации,  принцип «первого руководителя».

Принцип полного погружения означает, что участники игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься только изучением вопросов, касающихся исследуемой проблемы или демонстрируемой в игре системы управления. Для реализации дан-ного принципа необходимо, чтобы проведение имитационной управленческой игры сопровождалось продуманным набором лекций, практических, лабораторных и самостоятельных домашних зада-ний. Причем целесообразно работать не менее 8-10 часов в сутки.

Назначение этих занятий двоякое: выравнивать исходную под-готовку участников игрового взаимодействия, унифицировать терминологию, создавать благоприятные условия для творческой от-дачи, то есть максимально использовать исследовательский потенциал обучаемых – экспертов.

Принцип постепенности вхождения участников в игровой мате-риал требует, чтобы первые этапы игры были максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагае-мую им игровую деятельность и адаптироваться к новой ситуации обучения и друг к другу, не испытывая профессионального и пси-хологического дискомфорта.

Специалисты по имитационным играм считают, что ключевая идея этого принципа заключается в том, что все основные сведе-ния по демонстрируемой системе слушатели получают прежде все-го в процессе своей игровой деятельности. Именно поэтому нача-лу игры должны предшествовать традиционные формы обучения: лекция или беседа на профессиональные темы.

Детальное же изу-чение проблемы должно базироваться на опыте работы обучаемых в условиях игры. Такая последовательность игрового взаимодействия позволяет мобилизовать его участников на более продуктивную работу со всеми учебными материалами. Принцип равномерной игровой нагрузки близко примыкает к пре-дыдущему принципу. Он предполагает такую организацию имитационных игр, при которой участники каждый игровой день полу-чали бы равные порции новых сведений.

Опыт проведения имитационных игр в учебном процессе на курсах повышения квалификации руководителей и специалистов показывает, что зачастую бывает трудно выдержать до конца именно этот принцип, даже когда игра идет не более трех дней.

Прежде всего это зависит, как уже отмечалось, от различия в исходном уровне знаний участников (неоднородность состава обу-чаемых), а также от скорости освоения ими навыков игровой деятельности, от активности и мотивации игроков и т.д.

Затруднения, связанные с полной реализацией этого принципа, вызваны низкой коммуникативной культурой многих обучаемых, с их неразвитой коммуникативной компетентностью, что приводит, в конце концов, к конфликтным ситуациям на игре. В связи со сказанным преподавателю необходимо:

1. Разрабатывать систему тестов и использовать игротехниче-ские приемы для отбора участников в игровые группы, а также для периодической оценки их знаний. На практике такой опыт уже имеется. В частности, отработаны приемы выбора лидеров команд (затем эти лидеры подбирают себе партнеров, потом эти партнеры выбирают себе тех, с кем хотели бы взаимодействовать, и пр.).

Однако такие приемы носят, как правило, субъективный характер, что все-таки создает условия для несовместимости работающих в одной группе слушателей. Следо-вательно, необходимы именно научные техники и технологии от-бора членов команд и диагностики их психологической и социальной совместимости.

Такой опыт также известен – в основном для подбора экипажей космических кораблей, подводных лодок, заполярных станций и пр.

2. Периодически оценивать знания участников игры на разных этапах взаимодействия. Такой подход на практике также широко применяется и даже в режиме алгоритмизированного контроля и компьютерного тестирования.

Другое дело, что многие специалисты, приглашаемые для проведения игр в систему последипломного образования, зачастую не имеют нормальных условий для про ведения игр и тем более компьютерного сопровождения игрового процесса в силу неразвитости материально-технической базы учебных центров.

3. Заранее моделировать, а не импровизировать, включая в сценарий случайные ситуации о состоянии внешней среды, с тем что бы нацелить ту или иную группу участников на решение слабо изу ченных ими вопросов, особенно актуальных.

4. В процессе игры практиковать перемещение участников как по должностным ролям, так и между различными игровыми груп пами. Однако реализация этого принципа порой зависит от числа участников игрового взаимодействия. В том случае, когда их недо статочно (меньше десяти) или когда на одной игровой площадке находится более сотни человек, реализовать этот принцип затруд нительно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)