Организация синектической сессии
Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависят от руководителя группы (синектора), его профессионального и игротехнического мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и стимулировать творческую активность.
От него зависит сужение или расширение «креативного коммуникативного поля» поиска решения творческой задачи. Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты.
• Постановка проблемы. Проблема может быть как производственной, так и исследовательской, достаточно сложной в теоретическом или практическом отношении.
• Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Для соответствующего доклада-сообщения обычно необходимо выступление эксперта или компетентного по проблеме специалиста (педагога, слушателя или специально приглашенного профессионала-эксперта). На этой ступени сбор конкретных фактов имеет лишь подчиненное значение, так как он направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы.
• Выяснение возможностей решения проблемы. Слушатели предлагают разнообразные подходы к решению проблемы. Преподаватель (синектор) или эксперт при этом подробно комментируют предлагаемые варианты решения проблемы, поясняют, почему те или иные предложенные решения не могут быть использованы. На этой ступени могут быть высказаны случайные догадки, связанные с решением проблемы.
• Переформулирование проблемы. Каждый обучаемый самостоятельно (или парами, тройками) переформулирует проблему в своем собственном понимании, своими словами, тем самым как бы приближая проблему к себе.
• Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы. Первоначальный вариант постановки проблемы временно откладывается.
• Выдвижение образных аналогий. Преподаватель побуждает группу к поиску образных, личных, «метафорических» или фантастических аналогий для заложенной в проблемной ситуации информации. В синектике этот этап является самым важным, ключевым.
• Подгонка намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постанове проблемы. Если выработанные решения оказались непродуктивными с точки зрения синектора или эксперта, то группа ищет новые аналогии.
Если решения приемлемы, то группа с переформулированно го варианта проблемы возвращается к первоначальной ее постановке и определяет вместе с синектором и экспертом, насколько эффективно предлагаемое решение проблемы.
- Тактика поведенческой терапии
- Основной вопрос социальной философии в историческом идеализме
- Причины, затрудняющие адекватное понимание информации взрослыми
- Образец бланка для оценки интерактивного занятия
- Обратная связь по итогам интерактивного взаимодействия
- Знакомство
- Характеристики ролей в конкретных ситуациях
- Типы и виды ролевых позиций на играх
- Преподаватель-психолог
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу