Общественное благо как результат общественного воспроизводства
Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений.
Возникли относительно устойчивые системы государственных доходов и расходов, которые имели определенный состав, структуру и законодательное закрепление. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.
Понятие «общественные блага» введено в середине XIIIV в. Д. Юмом, который указал на существование таких видов услуг, производство которых не приносит прибыли отдельным индивидуумам, однако при коллективном производстве может быть полезным для общества в целом.
Примером такого блага является морской маяк, иллюстрирующий свойства общественного блага. Функционирование маяка сопряжено с объективной безусловной необходимостью потребления услуги и взимания платы с ее потребителей.
В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная лауреатом П. Самуэльсоном.
Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующим свойствами:
- неделимость (несоперничество) – предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличивать количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага. Потребители не конкурируют за право воспользоваться благами, так как увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
- неисключаемость – потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага. Ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно;
- невозможность не потреблять – если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.
С его точки зрения, необходима соответствующая политика регулирования предложения общественных товаров, целью которой является достижение оптимальности правительственных расходов.
Нужно найти оптимальное соотношение между частными и общественными товарами. Понятие «публичные блага» ввел П. Самуэльсон, а «мериторные блага» ввел и подробно обосновал, зачем такие блага нужны обществу, Р. Масгрейв. Мериторные блага отличаются тем, что спрос на них со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом. В современных условиях финансы общественного сектора представлены теоретическими воззрениями различных ученых и школ. Они рассматривают целый комплекс направлений, куда входят теории налогообложения, теории общественных (бюджетных) расходов и теоретические основы межбюджетных отношений.
Американский экономист и нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен сделал попытку рассмотреть общественное благо с точки зрения индивидуального выбора каждого гражданина, а также исследования процесса принятия решений, т. е. экономической и финансовой политики.
Теории Дж. Бьюкенена, получившей название «позитивной», научные теории разрабатываются для того, чтобы направлять решения правительства, касающиеся распределения ресурсов, но при нобелевским этом такие решения должны быть проанализированы с точки зрения поведения индивидуума.
Функционирование общественного сектора обусловливает взаимодействие индивидуумов, составляющих общество, государственных институтов и некоммерческих структур, в основе деятельности которых лежит производство общественно значимых товаров и услуг (общественных благ) и удовлетворение потребностей населения.
- Долгосрочные программы развития финансов России
- Особенности и проблемы отечественных финансов на современном этапе
- Финансы России от кризиса 1998 г. до кризиса 2008 г.
- Характеристика финансов России в 1992–1998 гг
- Финансовая система России на современном этапе
- Финансы в период командно-административной системы и в эпоху развитого социализма
- Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного народного хозяйства
- Финансы СССР в период свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы
- Финансы в годы новой экономической политики
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу