Общественное благо как результат общественного воспроизводства

Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений.

Поэтому, исторически данный термин отражал денежные отношения между двумя субъектами, которые обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями. В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет или казна. В свою очередь, регулярное поступление средств в бюджет требовало обеспечения налогам, сборам и другим платежам государственно принудительного характера.

Возникли относительно устойчивые системы государственных доходов и расходов, которые имели определенный состав, структуру и законодательное закрепление. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

Интересно
Теория общественного товара как направление мировой экономической мысли развивается на стыке маржинализма и экономической теории благосостояния.  Ее основателями являются шведские экономисты К. Виксель и Е. Линдал. Результатом формирования и расходования целевых фондов государства является формирование общественных благ, что выступает главным результатом развития финансов и выполнения социальных функций. Несмотря на кажущуюся простоту определения общественных благ, оно прошло трансформацию в процессе исторического развития финансов.

Понятие «общественные блага» введено в середине XIIIV в. Д. Юмом, который указал на существование таких видов услуг, производство которых не приносит прибыли отдельным индивидуумам, однако при коллективном производстве может быть полезным для общества в целом.

Наиболее близкими к современным представлениям об общественных благах являются взгляды Дж. Миля, который показал, что при определенных условиях индивидуальные предпочтения могут быть удовлетворены только с помощью коллективных действий.

Примером такого блага является морской маяк, иллюстрирующий свойства общественного блага. Функционирование маяка сопряжено с объективной безусловной необходимостью потребления услуги и взимания платы с ее потребителей.

В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная лауреатом П. Самуэльсоном.

Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующим свойствами:

  • неделимость (несоперничество) – предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличивать количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага. Потребители не конкурируют за право воспользоваться благами, так как увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
  • неисключаемость – потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага. Ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно;
  • невозможность не потреблять – если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.

С его точки зрения, необходима соответствующая политика регулирования предложения общественных товаров, целью которой является достижение оптимальности правительственных расходов.

Нужно найти оптимальное соотношение между частными и общественными товарами. Понятие «публичные блага» ввел П. Самуэльсон, а «мериторные блага» ввел и подробно обосновал, зачем такие блага нужны обществу, Р. Масгрейв. Мериторные блага отличаются тем, что спрос на них со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом. В современных условиях финансы общественного сектора представлены теоретическими воззрениями различных ученых и школ. Они рассматривают целый комплекс направлений, куда входят теории налогообложения, теории общественных (бюджетных) расходов и теоретические основы межбюджетных отношений.

Американский экономист и нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен сделал попытку рассмотреть общественное благо с точки зрения индивидуального выбора каждого гражданина, а также исследования процесса принятия решений, т. е. экономической и финансовой политики.

Теории Дж. Бьюкенена, получившей название «позитивной», научные теории разрабатываются для того, чтобы направлять решения правительства, касающиеся распределения ресурсов, но при нобелевским этом такие решения должны быть проанализированы с точки зрения поведения индивидуума.

Финансы общественного сектора стали научным отражением реалий современной динамики информационно-инновационного развития, сопровождаемой демократизацией различных сторон жизни в развитых странах с широко распространенными институтами гражданского общества.

Функционирование общественного сектора обусловливает взаимодействие индивидуумов, составляющих общество, государственных институтов и некоммерческих структур, в основе деятельности которых лежит производство общественно значимых товаров и услуг (общественных благ) и удовлетворение потребностей населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)