Маржинализм в векторе развития финансовой науки

В начале 70-х гг. XIX в. в результате существенных сдвигов и изменений, происходивших в экономике западных стран, в финансовой науке также произошли значительные деформации. Рыночная экономика превратилась в доминирующую хозяйственную систему, обострилась конкуренция, произошли изменения в развитии экономических отношений: система обмена все больше от рынка продавца превращалась в рынок покупателя, и возникла необходимость объяснения экономических процессов с этой точки зрения.

Созданные ранее научные теории и системы знаний предыдущих школ не могли дать ответы на содержание и перспективы новых процессов, происходящих на рынке товаров, услуг и их влияния на производство, а формирование корпораций выдвинуло на первый план проблемы эффективности на микроуровне.

Одновременно в разных странах появились содержательные и обоснованные труды основоположников нового направления – маржинализма, или субъективно-психологической школы: Уильям Стенли Джевонс из Великобритании (ввел принципы психологии в экономический анализ); Карл Менгер из Австрии; Ойген фон Бем- Баверк, Фридрих фон Визер. К представителям маржинализма можно отнести и Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека.

Французский экономист Леон Вальрас в 1874 г. вводит в экономические исследования методы математики, а в 1889 г. голландский математик Арнольд Джакоб Коэн Стюарт публикует работу, в которой на основе маржиналисгской теории предложил теорему определения прогрессивных процентных ставок для налогообложения личных доходов.

Математический метод заключается в широком использовании аппарата алгебры, т. е. в нем экономические отношения представлены как функции, а факторы их определяющие – как переменные или произвольные величины.

Маржинализм совершил переворот в экономической науке, поскольку:

  1. Изменен предмет исследования. В классической политэкономии предметом исследования была сфера производства, а стоимость производственных товаров определялась трудом. Маржинализм предметом исследования считал такую сферу обращения, в которой важен потребитель с его предпочтениями в выборе товаров и поведением, поэтому в основу теории этого направления были положены субъективные понятия и введены психологические категории;
  2. В экономический анализ были введены маржиналистские показатели, т. е. предельные, величины: предельная производительность, предельная единица, предельная полезность;
  3. Изменение трактовки стоимости. Если у классиков стоимость определялась трудом, то у маржиналистов – предельной полезностью. Ойген фон Бем-Баверк ценность вещи измерял величиной ее предельной пользы;
  4. Микроуровень – экономические и финансовые отношения предпринимателей – как объект исследований. Математические методы анализа позволили поставить вопрос об экономической и финансовой составляющей деятельности компании: ее прибыли, цены, издержек производства, инвестиции в долгосрочные и краткосрочные активы;
  5. Изменения в методах исследования. Представители маржинализма попытались преобразовать экономическую науку в одну из точных наук. Большинство представителей маржиналистской школы использовали в своих трудах высшую математику: применение дифференциального исчисления позволило глубже обосновать ряд положений, количественно определить категории богатства, стоимости, сбережений, инвестиций, капитала, ссудного процента; определенных результатов получилось достигнуть при применении экономико-статистических методов.

Таким образом, под влиянием маржинализма развиваются теории корпоративных финансов, изучаются маржиналистские понятия: предельная эффективность инвестиций, предельная эффективность капитала, предельная стоимость ущерба, предельная ставка налога и другие; формируется новый аналитический аппарат максимизации финансовых показателей. В финансовый анализ был введен новый метод исследования финансовых процессов – формализация, т. е. использование математических формул, экономико-математических методов на основе которых происходит оценка и описание экономических явлений.

Методы маржинализма используются также при анализе макропоказателей Дж. Кейнс ввел в научный оборот категории: предельная склонность к сбережению предельная склонность к потреблению. Оба понятия могут быть использованы как показатели склонности экономить (или потреблять) по объему национального дохода.

В анализе государственных финансов понятие предельной склонности к налогообложению рассматривается как изменение налоговых доходов в результате изменения дохода налогоплательщиков на одну дополнительную единицу. Под влиянием маржинализма изучается проблема товаров и услуг, которые не могут быть выработаны и, соответственно, профинансированы частными предпринимателями.

Важной проблемой становятся специфические услуги и товары, предоставляемые физическим и юридическим лицам государством.

Рассматриваются товар, имеющий общественный характер, особенности его развития и оценки потребителями, т. е. развивается теория общественного товара.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)