Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного народного хозяйства

Уже с 1938 г. происходило последовательное увеличение бюджетных расходов на оборону страны. Начавшаяся Великая Отечественная война обусловила коренную перестройку народного хозяйства, внесение существенных изменений в деятельность всей финансово-кредитной системы.

Серьезные изменения в экономике страны, вызванные войной, потребовали от финансовой системы большой гибкости, быстрого приспособления к новым условиям. Особое значение приобретало четкое и оперативное планирование народного хозяйства и финансов в новых условиях.

Сразу после начала войны был принят «Мобилизационный народно-хозяйственный план» на III квартал 1941 г., утверждены основные показатели бюджета на III, а затем на IV квартал 1941 г. Впервые месяцы войны экономика страны и бюджетная система оказались в чрезвычайно тяжелых условиях. К ноябрю 1941 г. было оккупировано большинство западных районов страны, на которые приходилось 63 % добычи угля, 58 % производства стали, 71% – чугуна, 60% – алюминия. В этих районах располагались не только крупные промышленные предприятия, но и производилась значительная часть сельскохозяйственной продукции. В результате были потеряны крупные источники доходов бюджета.

В бюджете на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. предусматривались замена выбывающих в ходе войны источников дохода другими, мобилизация новых ресурсов, жесточайшая экономия всех расходов и приспособление расходной части бюджета к потребностям военного времени.

В общих расходах государственного бюджета доля военных ассигнований в 1943 г. достигла почти 60 %, в 1944 г. она несколько уменьшилась, а в 1945-м сократилась и абсолютная сумма затрат. 3 июля 1941 г. была установлена на военное время надбавка к сельскохозяйственному налогу. Поступления от сельскохозяйственного налога увеличились с 2,1 млрд. руб. в 1942 г. до 5,5 млрд руб. в 1945 г. В 1942 г. был введен военный налог. За 1942–1945 гг. по военному налогу в госбюджет поступило 72,1 млрд, руб. Кроме того, был введен налог на холостяков, одиноких, бездетных и малосемейных граждан. Помимо дополнительной мобилизации средств на военные нужды, он был предназначен для финансирования расходов на содержание детей, лишившихся родителей, для оказания помощи многодетным матерям.

За 1941–1945 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчисления от прибылей 7,2 млрд. руб. Во время войны государственные цены на товары первой необходимости, распределяемые по карточкам, оставались без изменений. Вместе с тем были повышены цены на водку, табак, парфюмерию и ряд других товаров, что также способствовало увеличению доходов бюджета. В 1944–1945 гг. была организована государственная торговля по коммерческим ценам «товаров Наркомфина» (белые булочки и бублики), доходы от которой составили 16 млрд. руб. От местных руководителей требовалось обеспечить их продажу в декларируемых объемах.

Рост расходов бюджета на нужды фронта обусловил снижение затрат на народное хозяйство: во втором полугодии 1941 г.
оно составило 21,6 млрд руб. В 1942 г. народно-хозяйственные расходы составили 31,6 млрд руб., а в 1943 г. – 33,1 млрд руб. Всего за четыре с половиной военных года на финансирование народного хозяйства было израсходовано 216,3 млрд руб., или более 20% всех ресурсов государственного бюджета. Всего за время войны в промышленности было построено и введено в действие 3500 новых и восстановлено 7500 крупных предприятий. По-прежнему в государственном бюджете предусматривались крупные статьи расходов на народное образование, медицинское обслуживание населения, выплату пособий и пенсий, в том числе пособий многодетным матерям и семьям военнослужащих, пенсий инвалидам войны.

Значительные ассигнования выделялись на подготовку рабочих кадров из числа молодежи и женщин для замены ушедших на войну мужчин. Денежная система в годы Великой Отечественной войны в основном выполняла свои функции, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную возросшими военными расходами.

С целью защиты наименее обеспеченных слоев населения страны, а также материального поощрения лиц, хранивших во время войны свои деньги в сберегательных учреждениях, была разработана дифференцированная система переоценки вкладов в Сбербанке, чем больше был размер вклада, тем дешевле стоил каждый старый рубль по отношению к новому. После реформы и до конца 1950-х гг. в СССР сохранялась тенденция повышения покупательной способности рубля.

Финансово-экономическая стабильность обеспечивалась повышением эффективности производства и грамотным управлением в кредитно-денежной и финансовой сферах, а также высокой степенью эффективности этих сфер в обеспечении денежно-финансовой стабильности при высоких (как абсолютных, так и относительных) темпах роста бюджета и кредитных вложений в народное хозяйство.

В послевоенные годы использование средств государственного бюджета было подчинено решению важнейшей задачи – ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить налоговую нагрузку населения. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года – повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)