Характеристика финансов России в 1992–1998 гг

Экономические реформы в России начались на фоне глубокого кризиса советской плановой экономики, резко обострившегося в конце 1980-х гг. Предпринятые в 1992 г. меры были призваны способствовать решению этих задач. Их реализация послужила началом радикальных экономических реформ в России, значительной составляющей которых стала реформа в финансово-кредитной сфере.

Основной целью реформы является: обеспечение перехода от планово-распределительной к рыночной экономике, выведение страны из тупика и создание основы для ее устойчивого развития в будущем. Фальстартом этой кампании стало заявление, сделанное Президентом России Б. Н. Ельциным, 28 октября 1991 г. о том, что со 2 января 1992 г. в России начнется радикальная экономическая реформа.

Одна из задач, которую необходимо было решить в первую очередь, – это проблема неравновесия между денежной массой в экономике, средствами на руках у населения и объемом товарного предложения при фиксированных ценах. Производственный кризис реально сокращал товарное предложение, а политический – привел к утрате контроля над ростом денежной массы.

Правительство решило эту проблему, отпустив цены в условиях неравновесия и запустив спираль гиперинфляции, которая в течение 1992 г. составила 2600 %. Это привело к тому, что покупательная способность и фиксированные доходы официально уменьшились в несколько раз, одновременно ликвидировались сбережения советского периода, после произведения их конфискации у 90 % населения.

Комплекс вышеперечисленных мероприятий получил название «шоковая терапия», однако их практическое воплощение в России было осуществлено в обратном порядке, что и породило массу негативных явлений.

Наиболее ощутимы были следующие:

  • гиперинфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни и широкие слои населения;
  • обесценение вкладов, снижение накоплений и инвестиционной активности, которые теряют смысл при высокой инфляции;
  • ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственных процессов, криминализация значительной части экономики;
  • дифференциация доходов и материальной обеспеченности, социальное расслоение, которое усиливается, отчасти, вследствие ликвидации уравнительного распределения, а в основном под воздействием инфляции, всегда ведущей к перераспределению доходов в ущерб менее состоятельным слоям населения.

Для преодоления указанных недостатков в рамках реформирования финансовой сферы в это время осуществлялся ряд мер, предусмотренных программой макроэкономической стабилизации: началось создание не инфляционных механизмов покрытия бюджетного дефицита, стал осуществляться переход к принципам бюджетного федерализма. Однако реализация данных мероприятий не носила системного характера, а скорее напоминала политику «латания дыр».

Усилилась сырьевая направленность экономики. Поставки на рынок продуктов питания все в большей мере обеспечивались за счет импорта.

Усугубляющаяся финансовая нестабильность приводила к постоянной смене руководителей финансового ведомства, в котором за 1992–1998 гг. сменилось семь человек. Одним из наиболее эффективных министров той поры следует признать Бориса Григорьевича Федорова, который повторно занимал этот пост с 25 марта 1993 г. по 26 января 1994 г. Будучи министром финансов повторно, он инициировал прекращение выдачи безвозвратных гигантских кредитов странам бывшего СССР. Только за счет отказа от дотаций, в том числе по импорту, экономия составила более 5 млрд. дол. США.

В августе 1993 г. Центральный банк проводил обмен старых советских банкнот на новые, российские. Федоров резко осудил данный процесс, который, по его мнению, носил конфискационный характер, что и стало основной причиной его отставки.

В начале 1996 г. сложилась крайне сложная ситуация с исполнением федерального бюджета. Многие решения, принятые на начальном этапе «реформирования», во многом противоречили друг другу.

Интересно
Были проблемы и в сфере кредитования. С момента официального закрепления в России двухуровневой банковской системы (декабрь 1990 г.) и вплоть до 2000 г. коммерческие банки не выполняли своего главного предназначения – кредитования экономики, что привело к потрясениям в финансовой сфере. Например, первый этап, «черный вторник», И октября 1994 г., когда в течение одного биржевого дня курс рубля по отношению к доллару на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) упал более чем на 25 % (с 3081 до 3926). Второй этап закончился межбанковским кризисом 1995 г., после чего в России наметилась четкая тенденция к снижению количества банковских учреждений (с 2570 на 1 октября 1995 г. до 1058 на 1 января 2010 г.).

Третий этап завершился августовским финансовым кризисом 1998 г., затронувшим все сегменты финансового рынка (валютный, банковский, фондовый, страховой и пр.).

Кризис имел серьезные последствия, заключающиеся в следующем:

  1. Утрата доверия инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России.
  2. Серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно-расчетных отношений.
  3. Сокращение объема ВВП и инвестиций, по оценкам, на сумму свыше 300 млрд руб.
  4. Существенное сокращение доходов федерального и региональных бюджетов.
  5. Ограничение перспектив снижения государственного долга Российской Федерации.
  6. Глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резкое повышение темпов инфляции.
  7. Сокращение реальных доходов и сбережений широких слоев населения России и увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, рост безработицы.
  8. Разрушение инфраструктуры и декапитализация рынка ценных бумаг, обострение угрозы его перехода под контроль зарубежных структур.

Среди последствий кризиса 1998 г., наряду с негативными, можно выделить и позитивные его стороны, впоследствии оказавшие оздоравливающее воздействие на экономику.

Свертывание спекулятивных источников дохода на рынке ГКО. Сжатие рынка госбумаг заставило банки обратиться к реальной сфере и начать кредитовать промышленность. Одновременно стала очевидна необходимость реструктуризации отечественной банковской системы. Торгово-коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам в сравнении с производством.

Девальвация рубля вызвала сокращение импорта товаров и тем самым открыла возможности для роста импортозамещающих отраслей.

Все отрасли, способные производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не привлекавшие прежде западные кредиты и располагающие внутри страны базой сырья, материалов, компонентов, получили краткосрочные преимущества. Новое Правительство РФ под руководством Евгения Михайловича Примакова смогло достаточно быстро выправить ситуацию.

Ему пришлось пойти на неизбежную инфляцию, чтобы восстановить систему расчетов. Была осуществлена денежная эмиссия, но в объективно необходимых, оправданных размерах – не выпускались новые ценные бумаги и не заключались соглашения с МВФ. Все это способствовало началу экономического роста. Однако, несмотря на очевидные заслуги нового правительства, 12 мая 1999 г. оно было отправлено в отставку.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)