Финансы России от кризиса 1998 г. до кризиса 2008 г.

В ходе десятилетия (1998–2008 гг.) российская экономика убедительно доказала, что может поступательно развиваться. Рост реального ВВП составил 94 %: инвестиции возросли более чем на 200 %, а реальные доходы населения на 137 %. Несмотря на высокую инфляцию и отрицательные реальные процентные ставки, банковские сбережения населения в рублях выросли за период 2000-2009 гг. в 21 раз. Обменный курс рубля, по отношению к основным мировым валютам, практически не изменился.

Вместе с тем, не удалось решить задачу удвоения ВВП к 2010 г., поставленную в 2000 г. В этот период (с 2000 г.) на посту Министра финансов находился Алексей Леонидович Кудрин, ранее он находился на посту заместителя министров финансов. Несмотря на имеющуюся критику его политики, он многое сделал для того, чтобы стабилизировать финансовую систему, обеспечить дисциплину государственного бюджетирования, не допустить галопирующей инфляции.

За свою деятельность на посту министра финансов получил несколько государственных наград, а также отмечен как лучший министр финансов по версии иностранных журналов («The Banker», «Emerging markets», «Euromoney»).

Повышение мировых цен на нефть и прочие сырьевые товары позволило достичь сбалансированности бюджета и усилить роль государства в национальной экономике. Создание Стабилизационного Фонда решало не только задачу стерилизации масштабного притока нефтедолларов, но и создало определенный финансовый «запас прочности».

Именно в пик кризиса, в конце 2008–2009 гг., накопленные в «тучные годы» ресурсы позволили российскому правительству оказать масштабную поддержку банковской системе и бюджету. Однако циклический период высоких сырьевых цен не был использован для проведения масштабной модернизации российской экономики, реализации инфраструктурных проектов – для обеспечения роста конкурентоспособности национальной экономики.

Традиционно незначительная в 90-е гг. прошлого века и в первые годы нынешнего роль российской банковской системы и финансовых рынков в обеспечении экономического роста начала существенно расти с 2002 г. Это было связано со сменой модели экономического роста в России.

На смену «восстановительному росту» (с лета 1999 г. до лета 2002 г., который характеризовался: двукратной девальвацией рубля в реальном выражении; повышением загрузки производственных мощностей и вовлечением свободной рабочей силы, обесценением и списанием рублевых долгов предприятий; повышательной динамикой цен на нефть и другие товары российского экспорта) пришел «инвестиционный рост 1-го типа», продолжавшийся с лета 2002 г. до весны 2004 г.

Затем, с усилением роли государства в экономике, начался этап «инвестиционного роста 2-го типа», в котором ведущая роль перешла к инвестициям предприятий и банков с главной ролью государства, а также к бюджетным расходам, стимулировавшим, в том числе, опережающий рост платежеспособного спроса.

Соотношение объема инвестиций, привлекаемых российскими предприятиями на финансовых рынках, и объема инвестиций в основной капитал в 2002 г. превысило уровень 20 %; в 2003 г. – 30 %. Переход от модели инвестиционного роста 1-го типа к инвестиционному росту 2-го типа привел к кратковременному снижению инвестиций.

Кроме расширения объема привлекаемых финансовых ресурсов, переход к «модели инвестиционного роста 2-го типа» способствовал ряду качественных изменений, среди которых необходимо выделить снижение экономической обоснованности и целесообразности привлечения финансовых ресурсов. Менее ответственная инвестиционная политика менеджеров в условиях преобладания роли государства в экономике привела к ее разбалансировке.

Форсированный рост российской экономики в 2006 г. – первой половине 2008 гг. поддерживался расширением потребления, обеспечиваемым не только доходами, но и банковским кредитованием. Прирост внутреннего спроса более чем на треть был прокредитован банками (на 20 % в период 2003–2005 гг.). Рост экономики оказался неустойчивым, поскольку осуществлялся за счет расширения потребления, финансируемого нефтедолларами и внешними займами.

Всего в течение нескольких месяцев глобального финансового (и экономического) кризиса 2008 г. промышленное производство вернулось на уровень 2005 г., внешний частный долг превысил своей суммой валютные резервы России, а снижение котировок акций и облигаций российских предприятий и банков, а также число дефолтов оказалось выше, чем во многих развивающихся экономиках.

Несмотря на накопленные международные резервы, национальная банковская система и финансовые рынки оказались не способны противостоять негативному внешнему воздействию. Поэтому, создание «валютной кубышки» признается многими экспертами неэффективным, более рациональным могло стать осуществление долгосрочных инвестиций в экономику России.

Отрицательное воздействие мирового кризиса может быть сформулировано в двух положениях.

Во-первых, на мировом рынке снизились цены на сырье, и сократился спрос на продукцию российского экспорта. Как следствие, сначала уменьшились доходы крупнейших отечественных предприятий и консолидированного бюджета России, а потом упали доходы населения, начался рост безработицы.

Во-вторых, в финансовом секторе фактическое закрытие мирового рынка капитала для российских заемщиков создало значительные проблемы для рефинансирования внешней задолженности. Стратегии развития большинства банков и предприятий, обладавших международными кредитными рейтингами и имевших доступ на мировые финансовые рынки, предполагали расширение внешних заимствований и их использование для реализации инвестиционных программ, для кредитования населения и предприятий, для экспансии на иностранных рынках.

Формирование новой финансовой политики должно учитывать важнейший урок форсированного роста российской экономики в 2006 – первой половине 2008 гг. Он заключается в том, что такие понятия, как «увеличение валовых экономических показателей» и «качественный (устойчивый к внешним шокам и опирающийся на увеличение конкурентоспособности) рост экономики», могут не совпадать.

Поэтому, достаточно реалистична угроза того, что приоритет инновационного, инвестиционного развития, высокой конкурентоспособности может остаться лишь декларацией не только сейчас, но и после завершения кризиса.

Таким образом, после завершения глобального кризиса (или его первой фазы) необходима разработка стратегии выхода на траекторию устойчивого развития. В основе сбалансированного экономического роста должны лежать частные инвестиции, инновации, снижение сырьевой зависимости и рост экспорта с высокой степенью обработки. Решение этой задачи невозможно без участия национальной финансовой системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)