Финансы в период командно-административной системы и в эпоху развитого социализма

В 1950-е гг. наблюдалось наращивание государственных вложений в развитие образования, здравоохранения и науку, о чем свидетельствуют масштабы увеличения расходов на эти цели из бюджета. По доле расходов на образование, здравоохранение и науку в ВВП в этот период СССР занимал одно из самых высоких мест в мире.

Серьезнейшим экономическим достижением 1950-х гг. стала редко встречавшаяся в XX в. финансовая стабилизация, выражавшаяся в постоянном профицитном бюджете. Благодаря этому, начиная с середины 1950-х гг., стали расширяться бюджетные права союзных республик. С 1955 г. в государственном бюджете СССР доходы и расходы республик стали предусматриваться только в общих объемах.

В конце 1950-х гг. в СССР стала проявляться инфляция. В целях улучшения планирования и расчетов в народном хозяйстве, облегчения организации денежного учета, сокращения издержек обращения за счет номинального уменьшения наличной денежной массы, 4 мая 1960 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Непосредственное руководство проведением денежной реформы осуществлял назначенный 16 мая 1960 г. на пост министра финансов СССР Василий Федорович Гарбузов.

С 1 января 1961 г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег проводился в пропорции 10:1. Около 4,5 % старых денег населением к обмену не предъявлялось.

В постановлении вместе с изменением масштаба цен предусматривалась такая мера, как изменение золотого содержания рубля. 15 ноября 1960 г. решением Правительства СССР предусматривалось укрепление советской денежной единицы путем увеличения ее золотого содержания с 0,222 168 чистого золота до 0,987 412 г. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб. за 1 г. Таким образом, на практике деноминация превратилась в скрытую девальвацию, потому что при десятикратном изменении масштаба цен золотое содержание рубля должно было подняться до 2,221 680 г.

Реформа 1965 г. была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли, на развитие производства, для чего вводился новый порядок ее распределения, который предусматривал организацию новой системы экономического стимулирования.

На каждом предприятии за счет прибыли образовывались три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.

Реформа, проведение которой предусматривало два этапа, затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Ее основными направлениями стали:

  • новая административная централизация – упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления);
  • введение хозрасчета на предприятиях;
  • изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение числа планируемых сверху показателей);
  • развитие экономического стимулирования предприятий.

Вместе с преобразованием системы мобилизации бюджетных доходов изменялся подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. На передовых предприятиях наблюдались невиданные темпы роста объемов производства, но ресурсы предприятий постепенно истощались, их интенсивное использование не подкреплялось накоплением, результатом чего стало крайне тяжелое положение таких предприятий.

Интересно
Серьезные проблемы, с которыми экономика СССР столкнулась в начале – середине 1970-х гг., имели и финансовые корни. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. Все это свидетельствовало о том, что большая часть средств производства шла на «самовоспроизводство», а не на достижение конечных результатов.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. Министерствам на основе утвержденных пятилетним финансовым планом показателей устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающей в их распоряжение.

В первой половине 1980-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, несколько позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование.

Принцип самофинансирования предполагал ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований.

С 1970 по 1985 г. удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия, электроэнергетика), в валовой продукции вырос с 25 до 38 %. К этому времени в индустриально развитых державах их доля достигала 55–65 %.

Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер были следующие: ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20 %) цены на сельхозпродукцию, установлен на шесть лет твердый план госзакупок, введена 50 %-я надбавка за сверхплановую продукцию. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию – объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Со второй половины 1970-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер.

Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 1960-х гг. составляли 4,3 %, в первой половине 1980-х гг. – 1,4 %. Большинство колхозов и совхозов являлись убыточным.

К середине 1980-х гг. СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 1970-х гг. и затем более чем пятилетие не снижался. Реальные доходы на душу населения в начале 1980-х гг., по сравнению с 1966–1970 гг., уменьшились в 2,8 раза.

Во второй половине 1980-х гг. в стране резко ухудшилась экономическая ситуация, что не могло не отразиться и на финансовом состоянии. 13 декабря 1985 г. на пост Министра финансов СССР был назначен Борис Иванович Гостев.

По итогам деятельности за 1988 г. негативные тенденции в финансовой сфере проявились в наличии бюджетного дефицита, перенасыщении денежного оборота платежными средствами, несбалансированности расчетов в иностранной валюте, резком отставании выпуска товаров народного потребления и предоставления услуг населению от роста их денежных доходов.

Государственный бюджет на 1989 г. впервые был принят с дефицитом, который имел место и ранее (по некоторым оценкам, с конца 1960-х гг.), но тщательно скрывался. Внешняя задолженность СССР на начало 1989 г. составила 33,6 млрд, руб., в 2 раза превысив размер годовых валютных поступлений. 17 июля 1989 г. министром финансов СССР назначен Валентин Сергеевич Павлов.

При Павлове были заложены многие важные элементы реформ:

  • создание Пенсионного фонда;
  • организация налоговой инспекции, арендных коллективов, совместных предприятий, формирование сети коммерческих банков, поддержание кооперации, трудовых коллективов, расширение услуг населению; участие в учреждении Европейского банка реконструкции и развития; организация бирж;
  • создание системы свободных, регулируемых и фиксированных оптовых и закупочных цен;
  • разработка нормативных методов формирования и регулирования бюджетов, бюджет развития и многое другое.

Была проведена денежная реформа: более 8 млрд, руб., или 5,8 % всей денежной массы, было изъято из обращения, при этом затраты на проведение обмена составили 80 млн руб., или 1 % от выведенных из обращения средств. Ничтожность реформы подтверждается и колоссальным ростом цен в ходе либерализации, последовавшей менее чем через год после нее. 7 марта 1991 г. министром финансов СССР был утвержден Владимир Ефимович Орлов.

Под его руководством Министерство финансов продолжало активно работать над формированием системы налогообложения. Только за первый квартал 1991 г. дважды были изменены ставки налоговых отчислений предприятий от облагаемой прибыли: в начале года они были понижены до 45 %, а со 2 апреля – до 35 %.

Кризисные явления, характеризовавшие отечественную экономику и раньше, в это время резко усугубились, финансы оказались как никогда несбалансированными.

Главная причина бюджетного «недобора» – отказ отдельных республик платить свой взнос в союзный бюджет. В результате пришлось сокращать многие запланированные бюджетные расходы, финансируя лишь первоочередные и жизненно важные из них.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)