Особенности и проблемы отечественных финансов на современном этапе

Состояние финансов России во втором десятилетии третьего тысячелетия также можно охарактеризовать как кризисное, хотя и вызванное совершенно другими причинами. Однако на пути преодоления последствий кризиса ряд оздоровительных мероприятий десятилетней давности оказался бы не лишним, равно как и все то лучшее, что было выработано многовековой практикой функционирования финансов в России.

Глубина проблем, с которыми сталкивается российская экономика, требует увеличения расходов расширенного правительства (консолидированный бюджет + государственные внебюджетные фонды). Сейчас эта величина колеблется на уровне примерно 38–39 % ВВП. Опыт ряда стран, проводящих последовательную социально-ориентированную экономическую политику в  Западной Европе и Латинской Америке на протяжении не одного десятилетия, показывает, что переход на инновационный путь развития сочетается со значимой долей государства: до 50–55 % ВВП.

Причиной ухода А. Кудрина стали его высказывания о несогласии с позицией тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева по ряду финансовых вопросов, в частности он выступил против увеличения военных расходов.

Пост министра финансов с сентября 2011 г. занимает Антон Германович Силуанов, взгляды которого на финансовую политику России не многим отличаются от позиции предшественника А. Кудрина.

Он настаивает на консервативной бюджетной политике, нацеленной на снижение рисков неисполнения бюджета и обеспечение макроэкономической стабильности, что, по его словам, может быть реализовано через ограничение бюджетных расходов. Он выступает против повышения налогов, замены НДС налогом на прибыль, а также увеличения внешних заимствований, предпочитая искать дополнительные бюджетные средства
внутри самого бюджета.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных задач и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущего развития финансов:

  1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
  2. Последовательная ориентация на социальные приоритеты требует направить весь предполагаемый прирост бюджета на увеличение социальных расходов и расходов на поддержку национальной экономики. Именно эти статьи расходов в современной системе государственных финансов неоправданно занижены как по сравнению с мировой практикой, так и с насущными потребностями российского общества. В частности, долю расходов государственного бюджета на образование в федеральном бюджете необходимо поднять с 4,7 % ВВП до 10–12 % ВВП. (Они составили 4,6 % в 2012 г., а в
    2014 г. – только 3,3 % от всех расходов федерального бюджета).

Аналогична ситуация со здравоохранением. Требуется повышение уровня расходов на социальную поддержку населения – на совершенствование пенсионной системы и повышение уровня пенсий, социальных пособий и стипендий.

Весьма значимым для поддержки долгосрочных процессов реиндустриализации, развития высоких технологий, образования, медицины, культуры может быть программный подход к решению финансовых проблем, позволяющий получить значимый кумулятивный эффект за счет соединения в рамках единой программы с единым «деревом целей» различных механизмов и источников обеспечения долгосрочного развития денежными средствами.

Среди таких механизмов могут быть согласованные, сопряженные по времени и адресатам, правилам игры инвестиционные проекты, кредиты, прямые государственные вливания, косвенные льготы, преференции и т. п. XXI в. открыл новые возможности для нерыночных форм и методов финансирования различных проектов, в том числе инновационных, образовательных, экологических, социальных, культурных.

Среди них быстро растущие формы краудфандинга и краудсорсинга, в основу которых заложены принципы сетевого некоммерческого обеспечения развития. Эти механизмы и формы только возникают, но имеют весьма широкие перспективы.

Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок груда, внешняя торговля и т. д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами.

Необходимо увеличение бюджетных ассигнований на поддержку национальной экономики, в том числе на реконструкцию отраслей производственной инфраструктуры, и на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей, от которых зависит экономическая и социальная безопасность страны, в частности, аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства. Для чего могут быть использованы средства резервного фонда для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, но расширение государственного финансирования развития, очевидно, недостаточно, требуется его сопряжение с существенными изменениями в финансовой системе.

Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы, учитывающие тенденции развития мировой финансовой системы: создание государственного инвестиционного банка для финансирования долгосрочных проектов в рамках государственных программ, в том числе на основе частно-государственного партнерства.

Интересно
Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Поэтому, требуется ужесточение контроля над операциями на финансовом рынке, в том числе, над эмиссией финансовых инструментов, трансграничным движением капиталов, формированием задолженности государственных корпораций.

Нужно продолжать кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение
предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать, в то же время, императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для наполнения бюджета, необходимо расширить налоговые льготы для долгосрочных инвестиционных проектов в реальном секторе, что позволит увеличить число производств.

Одним из источников роста доходов бюджета может стать введение прогрессивного подоходного и прогрессивного имущественного налога. Такие налоги будут способствовать сглаживанию неоправданно высокой социальной дифференциации населения и стимулировать перенацеливание предпринимательских доходов с непроизводительных целей на инвестирование.

Другим источником роста доходов бюджета должен стать переход от изъятия природной ренты через налоги, малочувствительные к экономической оценке эксплуатируемых природных ресурсов, к дифференциальным рентным отчислениям в соответствии с мировой практикой.

Не менее важно обеспечить региональные и местные бюджеты устойчивыми самостоятельными источниками доходов, что позволит снизить трансферты.

Социализация финансов, которая означает большую прозрачность деятельности Центрального банка и других государственных банков, их ответственность не только за финансовые результаты, но и параметры развития. Расширение функций Центрального банка по контролю над коммерческими банками позволит повысить прозрачность деятельности коммерческих финансовых институтов и меры их социальной ответственности, что требует открытия финансовой информации коммерческих и некоммерческих организаций и государственных учреждений, в том числе путем обеспечения доступа к ней через интернет, за исключением тех сведений, которые по закону не подлежат открытию.

Интересно
Все эти положения нашли отражение в 12 целях «Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2013–2018 гг.». Следует учитывать, что реализация вышеназванных стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента, наряду с системой обучения в естественных науках, инженерном деле.

Описанные тенденции предполагают необходимость существенных коррекций в финансовой системе в целом. Но любые шаги по развитию финансовой системы будут бессмысленны без решения фундаментальных проблем российской экономики – проблем социально-экономической и институциональной нестабильности.

Эти проблемы лежат в основе российской коррупции и шоттермизма, они же отторгают от инновационной деятельности большую часть бизнеса, порождают низкий уровень доверия и деградацию человеческого капитала. Финансовые процессы являются их отражением, а потому не являются самостоятельным ключом к их решению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)