Финансы СССР в период свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы

После отставки Сокольникова пост наркома финансов СССР занимал Николай Павлович Брюханов (16 января 1926 г.–18 октября 1930 г.). Следующим руководителем Наркомфина СССР стал Григорий Федорович Гринько (18 октября 1930 г. – 16 августа 1937 г.).

Интересно
В 1926–1927 гг. наблюдался дальнейший рост денежной массы, объем которой составлял 1,3–1,4 млрд, руб., а к 1933 г. он возрос до 8,4 млрд. руб. В результате цены свободного рынка в 1932 г. по сравнению с 1927 г. выросли почти в 8 раз, в том числе в 5 раз – на промышленные товары и в 13 – на продукцию сельского хозяйства. В постановлении ЦИК СССР от 21 января 1927 г. указывалось, что чрезмерное развитие биржевой сети в стране делает контроль за ее деятельностью со стороны государственных органов затруднительным.

Уже к марту 1927 г. в стране работало лишь 14 бирж. К сентябрю 1929 г. были закрыты все фондовые отделы, за исключением Москвы и Владивостока. Февраль 1930 г. стал этапным для советских бирж – их ликвидация завершилась.

2 сентября 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об изменении налоговой системы. С 1 октября 1930 г. были введены в действие положения о налоге с оборота предприятий, об отчислении прибылей госпредприятий, о подоходном налоге с предприятий, о единой госпошлине, о промысловом налоге с частных предприятий, о подоходном налоге с частных лиц.

Эти положения свели воедино 56 ранее существовавших государственных и местных налогов и сборов.

В 1930–1932 гг. была проведена кредитная реформа.

Необходимость проведения реформы была вызвана следующими причинами:

  • индустриализация и коллективизация страны требовали дополнительных кредитов из государственных банков;
  • ранее существовавшие формы кредитных и международных расчетов, а также организация банковской системы в целом препятствовали планомерному распределению и использованию денежных ресурсов;
  • взаимное коммерческое кредитование предприятий тормозило плановую организацию ими оборотных средств, давало возможность прибегать к внеплановым источникам финансирования. Так, в конце 1920-х гг. коммерческое кредитование составляло примерно 20 % всех оборотных средств в государственной промышленности и около 60 % всех средств в обороте потребительской кооперации;
  • многозвенность банковской системы затрудняла планомерное кредитование и расчетно-кассовое обслуживание народного хозяйства.

Для ее реализации созданы соответствующие предпосылки:

  • практически полное вытеснение частного капитала из промышленности и торговли;
  • быстрый рост социалистического (государственного) сектора, в том числе в сельском хозяйстве;
  • расширение масштабов и повышение уровня хозяйственного планирования на макроуровне;
  • усиление роли финансово-кредитной системы, и в первую очередь госбюджета и Госбанка;
  • расширение прямого целевого кредитования Госбанка (в 1929 г. на него приходилось 42 % всех кредитных вложений) и как следствие – резкое сужение сферы применения коммерческого кредита и его постепенное вытеснение из хозяйственного оборота;
  • развитие безналичных расчетов через банки.

Впервые в мировой банковской практике вводились новые формы и методы банковского дела, что предполагало применение дополнительных мер (в организации, укреплении хозрасчета и т.д.).

Значение реформы заключалось в следующем. Она завершила начатый в 1917 г. с национализации банков процесс создания жестко централизованной административной социалистической банковской системы. Реформа способствовала развитию хозрасчета в стране, подъем кредитного и кассового планирования. Было усилено внимание к «контролю рублем», в том числе и со стороны банковский учреждений.

На посту министра финансов Г. Ф. Гринько сменил Влас Яковлевич Чубарь. За время его непродолжительного руководства финансовым ведомством в 1937 г. в целях повышения эффективности между народных расчетов Советский Союз присоединился к «Единообразному вексельному закону», принятому в 1930 г. в Женеве.

Преемником Чубаря стал Арсений Григорьевич Зверев, с сентября 1937 г. – он заместитель наркома финансов СССР, а с 19 января 1938 г. – нарком финансов.

Эту должность Зверев с небольшим перерывом занимал до 16 мая 1960 г. Главной его заслугой на министерском посту является руководство финансами в годы Великой Отечественной войны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)