Общая характеристика содержательных и организационно-методических принципов обучения

Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые выражают закономерности процесса обучения и определяют направленность в развитии личности.

Все принципы обучения проникают один в другой и представляют собой систему, состоящую из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое деление общепринято, но условно.

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием.

Это принципы:

  • гражданственности;
  • научности;
  • воспитывающего характера;
  • связи обучения с жизнью, теории с практикой.

Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения, предполагает гуманистическую направленность содержания образования, связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о русском народе, национальной культуре.

Принцип научности требует соответствия содержания образования уровню развития современной науки, направлен на развитие у обучающихся познавательной активности, креативного мышления, творчества.

Принцип воспитывающего обучения предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, эстетической, физической культуры труда и общения.

Интересно
Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, с развитием индивидуальных познавательных способностей, интересов детей, с формированием навыков учебного труда, самостоятельности, усидчивости.

Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения предполагает научность знаний и тесную связь знаний с практикой.

Он нацелен на развитие любознательности детей, формирование мотивации на приобретение знаний. И как результат использования данного принципа – развитие сознания и самосознания.

Организационно-методические принципы обучения:

  • преемственности, последовательности и систематичности;
  • единства группового и индивидуального обучения;
  • соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
  • сознательности и творческой активности;
  • доступности при достаточном уровне трудности;
  • наглядности;
  • продуктивности и надежности.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения связан с этапами познания: чувственного-логического, рационального, сознательного.

На каждом этапе обучения педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность задач создают условия для перехода от простых форм познания к более сложным формам.
Преемственность связана с последовательностью процесса обучения от простого к сложному понятию, действию.

Последовательность и систематичность позволяют формировать в видении ребенка целостность окружающего мира, что обеспечивается межпредметной интеграцией. Развитие системного подхода позволяет структурировать материал и вычленять ведущие понятия. Последовательность обеспечивает доступность материала и его усвоения.

Данный принцип реализуется в процессе тематического планирования, когда педагогом намечается последовательность изучения определенного содержания.

Принцип единства группового и индивидуального в обучении обеспечивают социализацию и индивидуальное развитие личности ребенка.

Коллектив сверстников – это форма социальной организации, она создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, личностную значимость.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает знания психофизиологических особенностей детей, уровень их развития, особенности возрастных проявлений.

Большее значение имеют индивидуально-типологические различия, которые требуют изучения внутреннего мира детей, познавательных возможностей и личностного развития. Ученые настаивают на учете и половых различий обучаемых.

Принцип сознательности и творческой активности основан на идее социальной активности детей как субъективной характеристике. Активность может носить как репродуктивный, так и творческий характер.

Творческая деятельность обучаемых зависит от педагогического творчества. Творческий педагог использует технологии креативности, поощряет самодеятельность детей, поддерживает интерес к творческой деятельности.

Реализация принципа сознательности и творческой активности учит детей принимать самостоятельные решения, делать выбор и прогноз в разнообразной деятельности.

Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности строится с учетом реальных возможностей обучаемых. Чтобы обучение не было излишне легким, нужно поддерживать у детей познавательный интерес, необходимый для преодоления трудностей.

Однако данный принцип требует такого построения учебного процесса, чтобы у ребят появлялось желание преодолевать трудности. Ситуация успеха позволяет снять у детей тревожность и неуверенность при решении образовательных задач.

Реализация доступности обучения зависит от мастерства педагога. Одним из важнейших положений является принцип наглядности. Я.

А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики. Наглядность в обучении дошкольников, наряду с игрой, является ведущим фактором успешности обучения дошкольников. Дошкольник больше мыслит образами, чем понятиями, поэтому детская наглядность должна быть яркая и выразительная. Она обеспечивается применением иллюстраций, демонстраций, наглядных пособий, ИТ-технологий и т. п.

В обучении дошкольников используется следующая классификация наглядности:

  • естественная (предметы окружающей среды и действия с ними);
  • экспериментальная (опыты, исследования);
  • объемная (игрушки, фигуры, объемные модели и т. п.);
  • изобразительная (картины, фотографии, рисунки);
  • звукоизобразительная (видеофильмы, мультфильмы, развивающие видеоигры);
  • звуковая (записи);
  • графическая (карты);
  • словесные (образные словесные описания).

В использовании наглядности нужно иметь чувство меры, так как увлечение ею способно задерживать у ребят развитие абстрактного мышления. Реализация принципа наглядности связана с использованием технических средств.

Организационно-методические принципы исходят из положения о продуктивности обучения. Если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической целесообразности.

Цель образовательного процесса – образовательный, развивающий и воспитательный характер.

В основу организационно-методических принципов положены принципы, которых должен придерживаться педагог при организации деятельности детей:

  • основательности обучения (сознательное усвоение фундаментальных понятий);
  • гарантированности достижения целей обучения (меры по достижению цели обучения);
  • продуктивности и надежности обучения (выбор форм и методов обучения в соответствии с целями обучения).

Любой из принципов используется в сочетании с другими. Такой подход Ю. К. Бабанский назвал принципом оптимальности.

Принципы обучения в современном образовании имеют гуманистическую направленность, субъект-субъектное взаимодействие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)