Общая характеристика периодов развития античного воспитания

Античная культура зародилась приблизительно в III тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений. Философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи.

В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

Архаичный (древнегреческий) период (с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э.). Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников.

Считается, что в произведениях Гомера, описавшего процесс воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде»), отражен именно данный период в развитии воспитания в античном мире. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но уделялось особое общественное внимание обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Период расцвета Эллады (новогреческий) (с VII в. до н. э. по IV в. до н. э.). Наибольшую известность и влияние
среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям. Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека.

До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом, физически нездоровых детей сбрасывали в пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины.

Интересно
С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы — своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования, а их изучение было утилитарным.

Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи — способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях — агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку — публичные сечения. Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

В Афинах цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба — педагога (от греч. paidagogos). В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» — «веду за руку», позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя.

С 7 лет дети поступали в школу. Начальные школы позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Средняя ступень образования в Афинах была представлена гимназиями (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет.

Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии — государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. Характерной тенденцией афинского образования стал процесс становления и развития философских школ, которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания.

Эллинистический период (с III в. до н. э. по I в. до н. э.). На смену героической личности как идеалу воспитания приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры.

На начальной ступени образования расширяется участие государства в школьном деле, получают развитие государственные учебные заведения, которые все же остаются платными, но облегчается доступ детям свободнорожденного населения в школу.

Гимназии приобретают статус привилегированных учебных заведений и становятся доступны для юношества из зажиточных семей. В программу обучения включаются литература, философия, риторика, музыка, математика, география; в преподавании используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), при учебных заведениях организуются библиотеки. В некоторых полисах развивается женское образование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)